Либерально-оппозиционное движение на рубеже 70—80-х годов

Оппозиционное движение в стране представляли либерально-настроенные писатели, ученые, врачи, учителя, журналисты, зем­ские деятели. Либеральная оппозиция выступала против админи­стративного произвола, требовала "усовершенствования" государ­ственного строя (введения гласности, представительного правле­ния, даже конституции), но она боялась социальных потрясений, считала, что разрешить насущные социальные и политические проблемы необходимо сверху, мирным путем. Либерально-оппози­ционные настроения и требования нашли свое выражение в перио­дических изданиях — газетах "Голос" и "Земство", журналах "Вест­ник Европы", "Юридический вестник" и "Русская мысль".

В либерально-оппозиционном движении 60—70-х годов суще­ственное место занимали славянофилы. Позднейшие исследования опровергают сложившееся ранее представление о том, что после реформы 1861 г. наступил период заката и распада славянофильст-


ва, превращения его в исключительно реакционное направление. В действительности именно в пореформенное время активизирова­лась либерально-оппозиционная деятельность славянофилов, на­правленная на решение задач, поставленных процессами социаль­но-экономического развития России.

На арену общественно-политической жизни России в то время выдвинулись такие видные славянофилы, как В. А. Черкасский, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, которые принимали активное участие в подготовке и проведении крестьянской и других реформ 60— 70-х годов. В пореформенный период широко развернулась дея­тельность публициста и журналиста-издателя И. С. Аксакова, ре­дактора газет "День", "Москва", "Москвич", "Русь", которые неод­нократно подвергались цензурным преследованиям.

Славянофилы не стояли в стороне от животрепещущих про­блем политического и социального устройства пореформенной Рос­сии. Они предлагали свою программу реформ местного и централь­ного управления, развития просвещения, строительства железных дорог в России, эксплуатации недр, учреждения банков и коммер­ческих предприятий.

В пореформенную эпоху дальнейшее развитие получила сла­вянофильская идея созыва всесословного законосовещательного при царе Земского собора, как выразителя "общественного мнения". В типично славянофильском плане Земский собор должен, не ограни­чивая самодержавной власти царя, явиться инструментом "едине­ния царя с народом" и гарантом от революционных потрясений. Но защита славянофилами самодержавия как политического институ­та вполне совмещалась у них с острой критикой российских монар­хов и их политических режимов. Славянофилы не отрицали воз­можности и желательности введения конституции в России, но ука­зывали, что в данный момент Россия к ней еще не готова. "Народ­ная конституция у нас пока быть не может, а конституция не народная, т. е. господство меньшинства, действующего без дове­ренности от имени большинства, — есть ложь и обман", — писал Ю. Ф. Самарин.

На рубеже 70—80-х годов оживилось земское либерально-оп­позиционное движение. Оно проявилось преимущественно в неле­гальных собраниях земцев с целью выработки своих требований, которые в верноподданнической форме излагались в виде "адре­сов", "записок" и прочих ходатайств и петиций царю". В этих запис­ках, петициях и т. п. говорилось о преданности престолу, но вместе с тем выражались просьбы разрешить проведение земских съездов по вопросам "местных польз и нужд", заявлялось о необходимости "увенчания здания земского самоуправления" путем созыва обще­российского земского органа в виде "Общей земской думы" или "Земского собора", выдвигались требования пополнить Государст­венный совет выборными от земцев. Так, земцы Тверской губернии в записке, поданной в 1879 г. Александру II, просили даровать Рос-


сии самоуправление, "неприкосновенность прав личности, незави­симость суда, свободу печати".

1 апреля 1879 г. в Москве под председательством профессора Московского университета М. М. Ковалевского собрался нелегаль­ный съезд представителей гласных Черниговского и Тверского земств, а также некоторых профессоров Московского и Киевского университетов. Он принял решение "организовать на местах рас­пространение конституционных идей" и предъявить правительст­ву конституционные требования. Поскольку в России вести пропа­ганду конституционных идей в подцензурной печати было невозможно, брошюры с этими требованиями издавались за границей.

В своих адресах и записках либеральные земцы, требуя от царя уступок, в качестве тактического приема указывали, что ограниченность реформ порождает усиление революционного движе­ния, средство же его погашения, полагали они, — развитие даро­ванных ранее реформ. Вместе с тем некоторые либералы входили в контакты с народниками с целью "отговорить" их от террористиче­ской деятельности.

События 1 марта 1881 г. вызвали новую адресную кампанию либеральных земцев. В их адресах к Александру III с негодованием говорилось о действиях революционеров, выражались полная ло­яльность к правительству и крайняя умеренность требований. Те­перь земцы уже не требовали проведения дальнейших реформ, ог­раничиваясь ходатайствами о допущении их в правительственные комитеты и комиссии для решения административно-хозяйствен­ных вопросов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: