Традиция и авторитет
Здравый смысл и вкус
Интуиция и вера
Традиция и авторитет
Раздел 9. Контекстуальная аргументация
В зависимости от того на какую аудиторию распространяется воздействие аргументации, все способы аргументации можно разделить на универсальные и контекстуальные.
Универсальная аргументация применима в любой аудитории. К универсальным способам аргументации относятся рассмотренные ранее многообразные способы теоретической и эмпирической аргументации.
Контекстуальная аргументация эффективна в определенной аудитории и охватывает аргументы к традиции и авторитету, к интуиции и вере, к здравому смыслу и вкусу и т.д.
В некоторых случаях универсальная аргументация характеризуется как «рациональная», а контекстуальная – как «нерациональная» или даже как «иррациональная».
Из всех контекстуальных аргументов наиболее употребительным и наиболее значимым является аргумент к традиции.
|
|
Традиция представляет собой анонимную, стихийно сложившуюся систему образцов, норм, правил и т.п., которой руководствуется в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей.
Обращение к традиции для поддержки выдвигаемых положений – обычный способ аргументации в обществах, где господствует традиционализм, и где традиция ставится, если не выше разума, то по меньшей мере наравне с ним. В обществах и сообществах с жесткой структурой аргумент к традиции является одним из самых весомых и убедительных
Аргумент к традиции неизбежен во всех тех научных рассуждениях, в которые входит «настоящее» как тема обсуждения или как один из факторов, определяющих позицию исследователя.
Обращение к традиции – обычный способ аргументации в морали. Наши установки и поступки в значительной степени определяются традицией. Все попытки обоснования или усовершенствования системы морали, абстрагирующиеся от традиции, неизбежно являются декларативными и не имеющими никаких практических последствий.
Повседневная жизнь во многом опирается на традицию, и апелляция к ней – стандартный прием практической аргументации.
Аргумент к авторитету – это ссылка на мнение или действие лица, прекрасно зарекомендовавшего себя в данной области своими суждениями или поступками. Традиция складывается стихийно и не имеет автора, авторитетом же является конкретное лицо.
В серьезных доказательствах всегда прибегают к ссылкам на авторитетные источники в качестве исходного пункта и надежной поддержки.
Авторитарное мышление стремится усилить и конкретизировать выдвигаемые положения, прежде всего, путем поиска и комбинирования цитат и изречений, принадлежащих признанным авторитетам.
|
|
Мышления безпредпосылочного, опирающегося только на себя, не существует. Всякое мышление исходит из определенных, явных или неявных, анализируемых или принимаемых без анализа предпосылок, ибо оно всегда опирается на прошлый опыт и его осмысление. Но предпосылочность теоретического мышления и его авторитарность не тождественны. Авторитарность - тот особый, крайний, так сказать, вырожденный случай предпосылочности, когда функцию самого исследования и размышления пытаются почти полностью переложить на авторитет.
Авторитарное мышление, грешащее неумеренными и некритическими ссылками на признанные авторитеты, довольно широко распространено в обыденной жизни, средствах массовой информации, рекламе. Одной из причин является то, что человек не способен не только жить, но и мыслить в одиночку. Он остается «общественным существом» и в сфере мышления: рассуждения каждого человека в той или иной мере опираются на рассуждения других людей.
Интуицию обычно определяют как прямое усмотрение истины, постижение ее без всякого рассуждения и доказательства. Для интуиции типичны неожиданность, невероятность, непосредственная очевидность и неосознанность ведущего к ней пути.
Интуитивная аргументация представляет собой ссылку на непосредственную, интуитивную очевидность выдвигаемого положения. Интуиция близка к вере.
Вера – глубокое, искреннее, эмоционально окрашенное убеждение в справедливости какого-то положения или концепции.
Вера вынуждает принимать какие-то положения за достоверные и доказанные без критики и обсуждения. Как и интуиция вера субъективна, но в отличие от интуиции вера затрагивает не только разум человека, но и его эмоции; нередко она овладевает полностью душою человека и проявляется как определенная психологическая расположенность, способная определить поведение человека.