Часть и целое. Сущность – совокупность таких свойств и качеств предмета, без которых он не способен существовать и которые определяют все остальные его свойства

Сущность и явление

Сущностьсовокупность таких свойств и качеств предмета, без которых он не способен существовать и которые определяют все остальные его свойства.

Явлениечувственно воспринимаемая характеристика вещи.

Трактовки взаимоотношения сущности и явления:

-) сущность вещи производна от атомов, из которых она состоит (Демокрит);

-) сущность (идея) имеет сверхчувственный нематериальный характер, вечна, бесконечна и является прообразом конкретных явлений (Платон);

-) сущность (форма) существует в самих единичных вещах, но не выводится из того материала, из которого созданы вещи (Аристотель);

-) противоположность посюстороннего мира (явление) и мира потустороннего (сущность), лишь в случае Бога сущность включает в себя существование (христианство);

-) сущность имеет исключительно словесную природу и заключается в нахождении общего термина, в то время как реально существуют только явления, «чувственные данные» (К. Поппер, Л. Витгенштейн, Р. Карнап), а значит, слово может иметь сущность, но вещь – не может (Б. Рассел);

-) явление – представление, доступное познанию («вещь для нас», «феномен»), оно порождено объективно и самобытно существующей сущностью («вещь в себе», «ноумен») трансцендентального мира (Кант);

-) сущность и явление диалектически взаимосвязаны – явление сущностно, а сущность является (Гегель);

-) рассмотрение понятие существования безотносительно к понятию сущность (экзистенциализм);

-) сущность и явление как понятийные средства отображения мира являются чисто идеальным образованием и должны быть вытеснены либо категориями «смысл» и «текст» (герменевтика, феноменология), либо категорией «структура» (структурализм).

Часть и целое – философские категории, выражающие отношение между некоторой совокупностью предметов и отдельными предметами, образующими эту совокупность. Частьэто элемент некоторого целого, целоето, что состоит из частей.

Антиномии целостности – что является более фундаментальным, исходным, важным – целое или его части?

I. Меризм (греч. meros – часть) – философская позиция, сводящая целое к его частям и рассматривающая свойства целого только как сумму свойств его частей (механицизм и редукционизм в физике и биологии).

II. Холизм (греч. holos – целый) – философская позиция, подчеркивающая несводимость целого к его частям, обретение целым новых свойств по сравнению с его частями (теория эмерджентистской революции, витализм, гештальтпсихология).

-) тезис: целое есть не более чем сумма своих частей; антитезис: целое есть нечто большее, чем сумма его частей;

-) тезис: целое познается через знание его частей; антитезис: знание целого предшествует познанию его частей;

-) тезис: части предшествуют целому; антитезис: целое предшествует своим частям.

Соотношение части и целого:

-) примат целого, где целое – продукты духовной деятельности (Платон, христианская философия);

-) всякое целое может быть без остатка разложено на составные части (Ньютон, Бэкон, Локк, Гольбах, Гельвеций, Ламетри);

-) различие между органичной, способной к саморазвитию и неорганичной целостностями (Шеллинг, Гегель);

-) различаются:

--) суммативные системы – свойства которых почти целиком исчерпываются свойствами входящих в них элементов (■ груда кирпичей);

--) интегративные системы – приобретают некоторые новые свойства по сравнению с входящими в них предметами, связи между элементами носят законосообразный характер, элементы системы обладают свойствами, отсутствующими у них вне системы (■ стихотворение) (системный подход).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: