Все вещи обладают способностью непрерывно действовать и отличаться друг от друга благодаря собственной внутренней силе, являющейся их субстанцией – монадой как «единицей» бытия, «кирпичиком мироздания».
Понятию монады соответствуют:
-) нумерическая единица и дифференциал (в математике);
-) сила с её механическим законом действия (в физике);
-) атом (в химии);
-) органические формы (в биологии);
-) перцепции (восприятия – единицы сознания) (в психологии).
Монада – это разум, которая заключает внутри себя потенциально, в зародышевом состоянии все идеи абсолютно достоверных наук (философии и математики). Всякое суждение по своей природе является аналитическим. Как монада таит в себе сполна всё своё содержание, которое может быть развёрнуто, но в него нельзя привнести ничего принципиально нового, так и субъект суждения содержит в себе все возможные предикаты.
Закон противоречия – это критерий истины, он позволяет убедиться в истинности и, следовательно, непротиворечивости идеи через разложение её на простые элементы.
Два рода истины:
-) истины разума – отыскиваются путём разложения терминов суждения, значит, они всеобщи и необходимы, так как противоположное им логически немыслимо. Метод выявления истин разума – законы аристотелевской логики (закон противоречия, тождества и исключённого третьего);
-) истины факта – эмпиричны, «случайны» и лишены метафизической необходимости, они раскрывают свойства связи и отношения материальных вещей, имеющие своё конечное основание не в самих вещах (так как они протяжённы и бесконечно делимы), а вне их – как явление монад друг другу. Метод нахождения истин факта – индукция, опыт, а также закон достаточного основания.
Закон достаточного основания – всякое суждение, исключая суждения непосредственного восприятия, аксиомы и определения, для того чтобы стать достоверным, должно быть обосновано (доказано) в том смысле, что должно быть приведено достаточное основание (совокупность истинных суждений, из которых обосновываемое суждение следует по законам и правилам логики) истинности этого суждения. В составе достаточного основания могут быть аксиомы, определения, удостоверенные суждения непосредственного восприятия и выводные суждения, уже обоснованные с помощью доказательств.
Реально (а не номинально) определить вещь – значит не только выявить в субъекте суждения все предикаты – признаки, позволяющие отличить одну вещь от другой, но и выяснить саму возможность условия её существования.