В широком разнообразии экономических отношений местного сообщества важнейшими являются финансы. Все вопросы, решаемые органами местного самоуправления, можно представить тремя основными направлениями, такими как:
1) экономическое развитие территории;
2) удовлетворение социально-культурных потребностей населения местного сообщества;
3) нужды развития системы общественного самоуправления.
Эти задачи являются основными в использовании финансовых ресурсов местных органов власти. Финансовые ресурсы местного самоуправления представляют собой материальную совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении органов местного самоуправления и их предприятий.
Существующее государственное законодательство декларирует, что местные финансы не являются составной частью государственного бюджета. Они относительно (в рамках взаимоотношений между регионами и местными органами) самостоятельны. Финансовая наука объясняет бюджетную децентрализацию как необходимое условие обеспечения эффективности в использовании общественных бюджетных средств для решения вопросов местного значения, т.е. для более полного удовлетворения потребностей населения в муниципальных общественных благах. Автономность местных финансов, их обособленность от государственных финансов, в том числе путем формирования местных бюджетов, обусловлена следующими причинами:
|
|
1) выгода от использования муниципальных общественных средств локализуется на территории муниципального образования;
2) население муниципального образования само финансирует значительную часть своих общественных потребностей;
3) население муниципального образования может влиять на объем производства муниципальных общественных благ и их стоимость через своих выборных представителей в органах местного самоуправления;
4) имеются значительные различия в предпочтениях населения по потреблению муниципальных общественных благ, проживающего на территории разных муниципальных образований.
В Российской Федерации основными правовыми документами, регулирующими муниципальные финансы, являются: 1) Конституция РФ; 2) Бюджетный кодекс РФ; 3) Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Местные бюджеты наиболее полно отражают состояния финансовых ресурсов муниципального образования. В соответствии с БК РФ в структуру бюджетной системы России входят местные бюджеты, в том числе:
1) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
2) бюджеты городских и сельских поселений.
Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.