double arrow

План лекции. Активный раздаточный материал

КАЗАХСКАЯ ГОЛОВНАЯ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

Активный раздаточный материал

Подъемно - транспортные и строительные машины. (ПТиСМ). ПСМиК Факультет: общего строительства
2 кредита, (1/1/0) пятый семестр 2013-14 уч. год
Лекции № 15. Основы эксплуатации строительных машин. Ассоциированный профессор Бурцев Виктор Васильевич

Система эксплуатации строительных машин. Техника безопасности. Перспективы создания новых машин и оборудования. Применение роботов и манипуляторов в строительной индустрии.

Краткое содержание занятия

Обеспечение длительной работы машин с максимально возможной производительностью при наименьших затра­тах решаются совокупностью мероприятий, относящихся к области про­изводственной и технической эксплуата­ции машин. Под производственной эксп­луатацией понимают выбор типов машин, их расстановку и определение технологиче­ских схем комплексной механизации. Техническая эксплуатация — это совокуп­ность мероприятий, обеспечивающих под­держание качества машин при их эксплуа­тации, включающих приемку и сдачу ма­шин, обкатку, монтаж и демонтаж, транс­портирование, хранение и консервацию, техническое обслуживание и ремонт, снаб­жение эксплуатационными материалами и запасными частями, обеспечение без­опасной эксплуатации и др.

Техническоеобслуживание и ремонт машинэто комплекс работ по поддержанию ра­ботоспособности при использовании по назначению, при хранении и транспорти­ровании, который направлен на преду­преждение повышенного износа деталей, отказов и повреждений всей машины. Техническое обслуживание машины про­водят в принудительном порядке.

Техническое обслуживание подразделя­ют на ежесменное (ЕО), проводимое перед началом или после каждой рабочей смены; периодическое (ТО-1, ТО-2, ТО-3), проводимое после отработки ма­шиной установленного заводом-изготови­телем количества часов; сезонное (СО), выполняемое два раза в году при подготовке машины к использованию в период последующего сезона (летнего или зимнего).

Важной составной частью технической -эксплуатации машин является обеспечение безопасной работы машин и охрана груди обслуживающего их персонала. Система правовых, технических и сани­тарных норм, призванных обеспечить безо­пасные для жизни и здоровья трудящихся условия выполнения работы, называется охраной труда. Составными частями этой системы являются трудовое законодательство, техника безопасности и производст­венная санитария.

Основу трудового законодательства сос­тавляют положения Кодекса законов о труде, базирующиеся на Конституции РК Техника безопасности представляет со­бой систему организационных, технических мероприятий и средств, направленных на предотвращение воздействия на работаю­щих производственных факторов, могущих привести к травмам. Производственной санитарией называют систему организа­ционных и санитарно-гигиенических меро­приятий и средств, предупреждающих воз­действие на работающих производствен­ных факторов, которые могут привести к заболеваниям. Технические и санитар­ные нормы единой системы охраны труда внедряются в народное хозяйство через систему стандартов безопасности труда (ССБТ), «Нормы и правила» на отдельные виды производственных процессов и работ.

В последние годы получила широкое развитие эргономика — наука, занимающаяся проблемами взаимодействия человека с машиной и окружающей средой. Эргономические требования - это требования к расположению органон управления в машине и сидения машиниста, к освещенности, обзорности, разме­щению контрольных приборов, защите оператора при опрокидывании машины и Т. д. Таким образом, выпускаемые промышленностью машины должны соответство­вать не только показателям назначения, надежности, технологичности, но и нормированным санитарно- техническим требованиям эргономическим, технической эстетике. За состоянием охраны труда и соблюдением правил и норм безопасности на производстве установлен Государственный и ведомственный надзор.

В современном строительном производстве широко применяются автоматизированные линии. Развитие микропроцессорной техники должно привести к со­зданию строительных манипуляторов и роботов как самостоя­тельных систем, причем это развитие будет происходить поэтапно. Вначале начнут действовать манипуляторы для выполнения тех­нологических операций, не требующих решения самостоятельных логических задач или точного позиционирования (сортировка ма­териалов, автоматическое дозирование, подача материалов в бетоносмесительные установки, малярные и сварочные

работы и т. д.). В дальнейшем их заменят многоцелевые строительные манипуля­торы и робототехнические установки и машины, способные само­стоятельно решать определенные комплексы логических задач, возникающих в результате постоянно меняющихся ситуаций, при периодическом общении с оператором с помощью дистанционно­го управления.

Создание современных мощных высокопроизводительных ма­шин, многоцелевых мини-машин, строительных манипуляторов и роботов, в наибольшей степени технологически и экономически соответствующих конкретным условиям производства работ, требует подготовки высококвалифицированных специалистов в области подъемно-транспортных и строительных машин и оборудования. Эти задачи решаются при изучении дисциплины «Подъемно-транспортные и строительные машины».

Задание на СРС

1. Применение роботов и манипуляторов в производстве строительных материалов, изделий и конструкций. [7. с. 60-62].

Форма отчета: реферат, срок защиты через 6 дней.

Задание на СРСП

1. Основные нормативные документы, в которых содержатся конкретные правила и нормы по безопасности труда[1. с.310-313].

Тесты.

А) Контрольные вопросы для письменного экзамена

1. Дайте определение производственной и технической эксплуатации строительных машин?

2. Охарактеризуйте виды технического обслуживания и ремонтов машин?

3. Охарактеризуйте вида надзора за состоянием охраны труда и соблюдением правил и норм безопасности.?

Б) Тестовые задания для компьютерного тестирования

$$$1. Техническое обслуживание машины

$$ про­водится планово в принудительном порядке.

$ не проводится

$ проводится не в плановом порядке

$ необязательное мероприятие

$$$2. Техническое обслуживание подразделя­ют на ежесменное (ЕО), проводимое перед началом или после каждой рабочей смены; периодическое (ТО-1, ТО-2, ТО-3), проводимое после отработки ма­шиной установленного заводом-изготови­телем количества часов; сезонное (СО), выполняемое два раза в году при подготовке машины к использованию в период последующего сезона (летнего или зимнего).

$$ все вместе взятое

$ ежесменное (ЕО)

$ периодическое (ТО)

$ сезонное (СО),

$$$3 Ежесменное обслуживание (ЕО), проводится перед началом или после каждой рабочей смены

$$ перед началом или после каждой рабочей смены

$ только перед началом смены

$ только после каждой рабочей смены

$ не проводится вообще

$$$4 Периодическое техническое обслуживание (ТО-1, ТО-2) проводится;

$$ после отработки ма­шиной установленного заводом-изготови­телем количества часов

$ не проводится вообще

$ проводится через 50 часов для всех машин

$ дважды в год

$$$5. сезонное (СО), проводится:

$$ два раза в год

$ один раз в год

$ три раза в год

$ четыре раза в год

Глоссарий

№ п/п Русск/каз.анг/языки   Объяснение значения
Производственная эксплуатация Включает выбор типов машин, их расстановку и определение технологиче­ских схем комплексной механизации.
 
 
Техническая эксплуатация Это совокуп­ность мероприятий, обеспечивающих под­держание качества машин при их эксплуа­тации, включающих приемку и сдачу ма­шин, обкатку,
 
 
Охрана труда Система правовых технических и санитарных норм, призванных обеспечить безопасные для человека условия выполнения работы.
 
 
Техника безопасности Это система организационных, технических мероприятий и средств, направленных на предотвращение воздействия на работаю­щих производственных факторов, могущих привести к травмам
 
 
Эргономика Это наука, занимающаяся проблемами взаимодействия человека с машиной и окружающей средой.
 
 

Список литературы

Основная литература

1 .Борщевский А.А. Механическое оборудование для производства строительных материалов и изделий. М. 2009г

2. Силенок С.Г., Борщевский А.А.* и др. Механическое оборудование для производства строительных материалов и изделий.-М. Высш. шк. 1990. - 416с.

3.Сергеев В.П.* Строительные машины и оборудование -М., ВШ, 1987. - 376 с.

Дополнительная литература

4. Борщевский А.А., Ильин А.С*. Механическое оборудование для производства строительных материалов и изделий.-М. Высш.шк. 1987

5. Волков Д.П.* Строительные машины. М.:Выс.шк., 1988, 319 с.

Строительные машины. Справочник в 2-х т. \под.общ.ред. Э.Н.Кузина. -М.: Машиностроение. 1991-692с.

6. Бурцев В.В., Сурашов Н.Т. Методическое пособие к курсовому проекту по ПТМ «Расчет ковшового элеватора с применением ПЭВМ». Алматы,1992.- 56с

7. Бурцев В.В., Сурашев Н.Т. Методическое пособие к курсовому проекту по ПТМ «Расчет пластинчатого конвейера с применением ПЭВМ», Алматы. 1992,-52с

8. Гудович М.И., Сурашов Н.Т., Бурцев В.В. Расчет винтовых конвейеров с применением ЭВМ. Алматы, 1997.-48 с.

9. Волков Д.П., Крикун В.Я. Строительные машины.- М.Изд. АСВ, 2002-376 с

10. Гудович М.И., Мауленов Ж.К.,Сурашов Н.Т., Бурцев В.В. Грузоподъемные машины. Уч.пос. Алматы, КазГАСА, 2002. -215 с.

11 .Мауленов Ж.К., Бурцев В.В.и др.Машины непрерывного транспорта (Теория, конструкция и расчет). Уч. пос. Алматы, КазГАСА, 2003. -137 с.

12. Гудович М.И., Сурашов Н.Т. Мауленов Ж.К., Бурцев В.В. Погрузочно-разгрузочные машины (Теория, конструкция и расчет). Уч.пос. Алматы, КазГАСА, 2005. -137 с.

13. Подъемно транспортные машины строительной промышленности. Атлас конструкции.:Вайнсон А.А. 2009 г.

14. МУ к практическим занятиям по дисц. "ПТиСМ". Мауленов Ж.К.. Бурцев В.В. Алматы. 2012. 2 пл.


Сейчас читают про: