Техника прыжков в высоту с шестом

Технику прыжка с шестом можно условно разделить на следу­ющие части:

  • разбег (включает и постановку шеста в упор);
  • отталкивание, опорная часть прыжка (вис, взмах, разгиб тела, подтягивание и отжимание);
  • безопорный полет (переход через планку);
  • приземление (рис. 58).

Разбег. Длина разбега у шестовиков колеблется от 35 до 45 м. Особенность разбега — прыгун должен бежать с оптимальной скоростью, неся при этом шест. Бег должен быть свободным и упругим. Шест нужно держать крепко, но без излишнего напря­жения и стараться, чтобы беговые движения ног и рук не вызывали его вибрацию. Шест держится двумя руками на уровне пояса: ле­вая рука, одноименная с толчковой ногой, держит шест хватом сверху, т. е. большой палец — внизу, остальные — сверху; правая рука, верхняя в хвате, занимает обратное положение, т.е. боль­шой палец — сверху, остальные — снизу. Угол подъема нижнего конца шеста по отношению к горизонту индивидуален, но реко­мендуется его поднимать до 70°. Высота хвата зависит от индиви­дуальных особенностей и уровня физической подготовленности спортсмена. С ростом квалификации прыгуна высота хвата повы­шается. При высоком уровне хвата необходимо выполнить и более сильное отталкивание. Расстояние в хвате между правой и левой рукой у взрослых прыгунов достигает 50 — 70 см. Скорость разбега приближается к 10 м/с.

На последних шагах разбега происходит подготовка к от­талкиванию, т.е. вывод шеста вперед с постановкой его в упор в лоток.

Подготовка к отталкиванию также индивидуальна. Обычно вы­вод шеста вперед происходит на три шага. На 5—4-м шаге до от­талкивания происходит опускание верхнего конца шеста с 70 до 25 — 30°. Затем на последних трех шагах разбега происходит непо­средственная постановка шеста в упор. Здесь необходимо добить­ся синхронности в выполнении движений.

При переводе шеста в положение перед грудью ведущим зве­ном является кисть правой руки, которая синхронно с отрывом правой ноги от грунта (начало третьего шага) начинает двигаться вверх к плечу. К моменту постановки правой ноги на опору (ко­нец второго шага) кисть правой руки должна занять положение перед плечом у подбородка. При постановке правой ноги на опору оси тазобедренного сустава и плеч должны быть параллельны друг другу и перпендикулярны линии разбега.

Одновременно с поворотом правой кисти ладонью вверх левая рука подставляется локтем под шест таким образом, чтобы обе руки на последнем шаге могли толкнуть шест как можно активнее вверх (переход с правой ноги на толчковую в первом шаге).

В момент перевода шеста вверх и перехода с маховой ноги на толчковую следует добиваться синхронных действий левой руки и левой ноги. При постановке толчковой ноги на место отталкива­ния кисть левой руки должна быть в наивысшем верхнем положе­нии над местом отталкивания.

Отталкиванию способствуют взмах рук от груди и активная ра­бота маховой ноги, которая как бы ударяет в прямую левую руку спортсмены, использующие этот способ, ускоряются перед от­талкиванием, имеют более высокий хват и в большей степени реализуют потенциал скоростных возможностей.

Отталкивание. Эта фаза длится от момента постановки толчко­вой ноги на опору до момента ее отрыва. Отталкивание в прыжках с шестом, в отличие от других прыжков, выполняется без маховых движений рук, так как они с шестом уже выведены вперед и вверх и прыгун отталкивается как бы на шест, увеличивая его изгиб.

Во время отталкивания прыгун, не теряя скорости, набранной в разбеге, должен стараться перевести горизонтальную скорость в вертикальную. Механизм отталкивания в прыжках с шестом схож с отталкиванием в прыжках в длину, только без работы рук. Стопа толчковой ноги ставится сверху на всю подошву, стремясь при этом активно продвинуться вперед через опору тазом и грудью. Мах но­гой более короткий, чем в прыжках в длину, руки, вытягиваясь, поднимают шест вверх, после момента вертикали начинается ак­тивное воздействие на шест. Толчковая нога, выпрямляясь, через туловище и руки активно давит на шест перпендикулярно его оси.

Правая рука как бы тянет шест вниз, а левая рука упирается в него вперед и вверх. Образуются две пары сил, которые сгибают шест. В отталкивании шест получает окончательный упор, удар­ные воздействия при этом снижаются за счет упругих свойств шеста и мышечно-связочного аппарата прыгуна. Прыгун плавно перехо­дит в вис на шесте.

Угол постановки толчковой ноги составляет примерно 60 — 63°, а угол отталкивания — 75 — 78°. При этом вначале отталкивания возникают большие упорные силы по вертикали до 600 кг, а по горизонтали — до 200 кг, в самом отталкивании эти усилия умень­шаются в два-три раза. Горизонтальная сила удара при постановке Шеста в упор достигает 300 — 350 кг. Все это предъявляет повы­шенные требования к силовой подготовке прыгунов с шестом.

После отталкивания начинается опорная часть прыж­ка, в которой можно выделить:

вис, взмах, разгибание тела, под­тягивание и отжимание.

После отталкивания прыгун переходит в вис на шесте. Обыч­но прыгуны, использующие малый прогиб шеста, выполняют вис на правой руке. При таком положении ось плеч и таза не­сколько отклоняется в сторону левой руки, в теории этот вис называют «косым». Современные прыжки, выполняемые при большом изгибе шеста, значительно затрудняют положение виса.

В висе прыгун должен увеличить прогиб тела, оставляя толчковую ногу сзади и тем самым растягивая мышцы передней поверхности тела. Маховая нога опускается вниз к толчковой, таз приближается к шесту. В этом положении ОЦМ находится на са­мом низком уровне. После этого прыгун, используя растянутые мышцы передней поверхности тела, делает быстрый взмах нога­ми, как бы группируясь. Затем туловище поднимается вверх, при­ближаясь тазом к рукам. Шест в это время начинает выпрямлять­ся, отдавая телу прыгуна энергию упругой деформации, одновре­менно прыгун начинает разгибать тело, выпрямляясь вдоль дей­ствия упругих сил шеста. Важно в этом моменте точно совместить ось тела и ось действия сил. Выпрямляя тело, прыгун выполняет подтягивание на руках до момента, когда плечи будут находиться на уровне хвата верхней руки. Здесь подтягивание заканчивается и прыгун переходит к отжиманию от шеста. Важно, чтобы этот мо­мент совпал с полным распрямлением шеста. Все действия долж­ны быть направлены по оси выпрямления шеста. Не следует слиш­ком разводить ноги в стороны. Левой рукой необходимо прижи­мать таз к шесту в подтягивании и отжимании, т.е. в этот мо­мент, когда происходит поворот тела прыгуна вокруг своей про­дольной оси. В начале подтягивания прыгун находится спиной к планке, в конце подтягивания — боком, одноименным с толч­ковой ногой. В отжимании поворот завершается и прыгун пово­рачивается к планке животом. Ноги находятся выше уровня план­ки, слегка согнутые в тазобедренном суставе. После отрыва рук от шеста начинается безопорная часть прыжка, т.е. полетная, включающая в себя переход через планку и приземление.

Безопорная (полетная) часть прыжка продолжает движение тела Прыгуна вверх и вперед к планке за счет инерционных сил, воз­никших в опорной части прыжка. Когда ОЦМ оказывается выше Уровня планки, прыгун активно опускает ноги за планку, одно­временно поднимая руки вверх—назад. Эти движения ног и рук Позволяют совершить вращение вокруг ОЦМ животом к планке. После прохождения ОЦМ планки прыгун отводит плечи от план­ки, стараясь не задеть ее. Руки находятся вверху. После этого начи­нается завершающая часть полета — подготовка к приземлению.

Женская техника прыжков с шестом по своей внешней картине не отличается от мужской техники. Естественно, параметры ско­рости, силы, величины сгибания шеста, углов вылета и других биомеханических характеристик несколько ниже.

Для большинства женщин сказывается характерная слабость мышц брюшного пресса и плечевого пояса. Поднимая ноги, пры­гуньи не выполняют глубокой группировки и не приближают стопы ног к хвату и верхушке шеста. Слабость указанных групп мышц не позволяет выполнить переворот активно, «махом». Это сказывается и на слабом воздействии на шест, сгибание которого оставляет желать лучшего. Недостаточная группировка при разгибании тела не позволяет направить стопы ног вертикально. Спортсменка от­ходит от шеста, и траектория прыжка становится пологой. У мно­гих прыгуний наблюдается не полный поворот грудью к планке, а частичный, вследствие чего они осуществляют переход через планку боком.

Анализируя женские прыжки с шестом, можно сделать следую­щие выводы: хорошие координационные способности женщин позволяют им выполнить разбег, вис, не уступая технике мужчин, но особенности женского организма создают трудности в выпол­нении таких технических элементов на шесте, как «отвал» (взмах с группировкой), переворот, выбрасывание тела вверх в фазе от­жимания. Особое внимание, тренируя женщин в прыжках с шес­том, необходимо обращать на место приземления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: