Себестоимость единицы продукции показывает затраты организации на производство и реализацию определенного вида изделий в расчете на одну натуральную единицу. Для формирования устойчивого контингента покупателей следует изыскать резервы снижения себестоимости именно конкретных изделий, что в конечном итоге позволит выстоять в конкурентной борьбе. Результаты анализа себестоимости отдельных видов продукции широко используются в ценообразовании и для определения возможной величины прибыли организации. При большой номенклатуре выпускаемой продукции такой анализ следует проводить по важнейшим видам, составляющим наибольший удельный вес в общем объеме производства, а также по изделиям, являющимся убыточным.
Анализ себестоимости единицы продукции производится по следующей формуле методом цепных подстановок:
Сi =
,
где А – сумма постоянных затрат, отнесенных на i-й вид продукции; bi – сумма переменных затрат, отнесенных на i-й вид продукции; ВПi – объем выпуска i-ого вида продукции в физических единицах.
Таблица 3 – Исходная информация, тыс.руб.
| Наименование изделий | Сумма постоянных затрат | Сумма переменных затрат | Объем выпуска, шт. | |||
| план | факт | план | факт | план | факт | |
| А | ||||||
| Конфеты |
Сп =
=
= 381,2 тыс.руб.
Су1 =
=
= 381,1 тыс.руб.
Су2 =
=
= 381,2 тыс.руб.
Сф =
=
= 389,2 тыс.руб.
DС = Сф - Сп = 389,2 - 381,2 = +8 тыс.руб.
DСВП = Су1 - Сп = 381,1 - 381,2 = -0,1 тыс.руб.
DСА = Су2 – Су1 = 381,2 - 381,1 = +0,1 тыс.руб.
DСb = Сф – Су2 = 389,2 - 381,2 = +8 тыс.руб.
DС = DСВП - DСА - DСb = -0,1 + 0,1+ 8 = +8 тыс.руб.
Вывод: Данные таблицы показывают, что себестоимость единицы продукции больше запланированной на 8 тыс.руб. На это оказало влияние:
1.Из-за увеличения постоянных расходов на 16 тыс.руб. себестоимость единицы продукции снизилась на 0,1 тыс.руб.
2.Из-за увеличения выпуска продукции на 10 шт. себестоимость единицы продукции выросла на 0,1 тыс.руб.
3.Из-за увеличения суммы переменных затрат на 8 тыс.руб. себестоимость единицы продукции выросла на 8 тыс.руб.