С принятием новой Конституции РФ термин «государственное управление» был изъят из употребления, а вместо него был введён новый – исполнительная власть. Тем самым в механизме государственной власти был осуществлён переход от «разделения труда» к «разделению властей» - на законодательную, исполнительную и судебную, что ранее игнорировалось и считалось «западным «явлением, подрывающим единство государственной власти.
Исполнительная власть – одна из трёх ветвей единой государственной власти в РФ. Обладая определённой самостоятельностью в функциональном и компетенционном смысле, она тесно взаимодействует с законодательной и судебной ветвями, создавая, таким образом, систему сдержек и противовесов, не допуская злоупотреблений какой-либо из сторон и её узурпации.
В настоящее время для исполнительной власти присущи следующие характерные черты:
1. Исполнительная власть – относительно самостоятельная ветвь единой государственной власти РФ, взаимодействующая с двумя другими ветвями.
2. Исполнительная власть самостоятельна, но только в функционально-компетенционном смысле.
3. Исполнительная власть – непременный атрибут государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей. Она всегда существует наряду с законодательной и судебной властями.
4. Исполнительная власть – есть способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение; право и возможность подчинять других своей воле.
5. Исполнительная власть не может отождествляться с видом государственной деятельности. Вид деятельности – не сама власть, а лишь форма её практической реализации. Исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности. Власть – сущностное выражение такой деятельности. Исполнительная власть не тождественна и государственному управлению, которое всегда характеризовалось как определённый вид государственно-властной деятельности.
6. Исполнительная власть по своей сути правоприменительна. Для неё характерно прямое исполнение требований законодательства в целях организации эффективной работы всех подвластных ей объектов.
7. Исполнительная власть имеет определённое субъективное выражение (олицетворяется специальными субъектами, наделенными исполнительной компетенцией).
8. Исполнительная власть характерна тем, что в распоряжении её субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы, важнейшие средства коммуникации, армия, ФСБ, СВР, ИТУ и др.
9. Исполнительная власть в процессе реализации выступает как организованный институт, т.к. организация и есть внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия относительно самостоятельных частей целого, т.е. то, что составляет сущность управления.
В настоящее время понятия государственное управление и исполнительная власть не тождественны.
Тем не менее сохранилась единая основа – исполнение. Она в равной мере характеризует как исполнительно-распорядительную деятельность (государственное управление в его «старом понимании», так и деятельность по реализации исполнительной власти. При этом надо учитывать, что исполнительная власть в значительной степени – категория политико-правовая, в то время как государственное управление – организационно-правовая.
Следует иметь ввиду, что понятие «государственное управление» - более широкое, нежели понятие «исполнительная власть».