Виртуальные функции. Классы С++ могут содержать деструкторы, которые автоматически разрушают объекты класса

Деструкторы

Классы С++ могут содержать деструкторы, которые автоматически разрушают объекты класса.

Общий синтаксис объявления деструктора:

class className

{

public:

className(); // конструктор по умолчанию

// другие конструкторы

~className(); // объявление деструктора

// другие функции-элементы

};

Пример 3 на синтаксис обявления деструктора:

class String

{

protected:

char *str;

int len;

public:

String();

String(const String& s);

~String();

// другие функции-элементы

};

Деструкторы в С++ имеют следующие особенности и подчиняются следующим правилам:

1. Имя деструктора должно начинаться со знака тильды (~), за которым должно следовать имя класса.

2. Нельзя определять тип возвращаемого значения, даже тип void.

3. Класс может иметь только один деструктор или ни одного. В последнем случае компилятор создаст деструктор по умолчанию.

4. Деструктор не должен иметь параметров.

5. Исполняющая система автоматически вызывает деструктор класса, когда объект класса выходит за пределы области действия и может быть удален, или удаляется явным образом.

(см. LIST8-2.CPP)

Объявление иерархии классов

Производный класс

Общая форма (синтаксис) объявления производного класса:

class classname: [<спецификатор доступа>] parentClass

{

<дружественные классы>

private:

<закрытые элементы-данные>

<закрытые конструкторы>

<закрытые функции-элементы>

protected:

<защищенные элементы-данные>

<защищенные конструкторы>

<защищенные функции-элементы>

public:

<открытые элементы-данные>

<открытые конструкторы>

<открытый деструктор>

<открытые функции-элементы>

<дружественные функции и дружественные операции>

};

Пример 4 объявления класса Rectangle и класса-потомка Box:

class Rectangle

{

protected:

double length;

double width;

public:

Rectangle(double len, double wide);

double getLength() const;

double getWidth() const;

double assign(double len, double wide);

double calcArea();

};

class Вох: public Rectangle

{

protected:

double height;

public:

Box(double len, double wide, double height);

double getHeight () const;

assign(double len, double wide, double height);

double calcVolume();

};

(см. LIST8-3.CPP)

Мы уже упоминали о полиморфизме - важной особенности объектно-

ориентированного программирования. Рассмотрим следующий пример (6):

#include <iostream.h>

class X

{

public:

double A(double x) { return x * x; }

double B(double x) { return A(x) / 2; }

};

class Y: public X

{

public:

double A(double x) { return x * x * x; }

};

int main ()

{

Y y;

cout << y.B(3) << endl;

return 0;

}

В классе X объявляются функции A и B, причем функция B вызывает функцию А. Класс Y, потомок класса X, наследует функцию B, но переопределяет функцию A. Цель этого примера - демонстрация полиморфного поведения класса Y. Мы должны получить следующий результат: вызов наследуемой функции X::B должен привести к вызову функции Y::A. Что же выдаст нам наша программа? Ответом будет 4.5, а не 13.5! В чем же дело? Почему компилятор разрешил выражение y.B(3) как вызов наследуемой функции X::B, которая, в свою очередь, вызывает X::A, а не функцию Y::A, что должно было бы произойти в случае полиморфной реакции класса?

Виртуальные функции объявляются следующим образом (синтаксис):

class className1

{

// функции-элементы

virtual returnType functionName(<список параметров>);

};

class className2: public className1

{

// функции-элементы

virtual returnType functionName(<список параметров>);

};

Пример 7, показывающий, как при помощи виртуальных функций можно реализовать полиморфное поведение классов X и Y:

#include <iostream.h>

class X

{

public:

virtual double A(double x) { return x * x; }

double B (double x) { return A(x) / 2; }

};

class Y: public X

{

public:

virtual double A(double x) { return x * x * x; }

};

main()

{

Y y;

cout << y.B(3) << endl;

return 0;

}

Этот пример выведет вам правильное значение 13.5, потому что в результате вызова наследуемой функции X::B, вызывающей функцию A, в качестве функции A во время выполнения программы будет использована замещающая функция Y::A.

*** Правило виртуальной функции ***

Правило виртуальной функции гласит:

"Виртуальная однажды - виртуальна всегда".

Это означает следующее. Если вы объявили функцию как виртуальную в некотором классе, то в классах-потомках, переопределяющих эту функцию, она также будет виртуальной, но только если она имеет тот же список параметров. Если переопределенная функция в классе-потомке имеет другой список параметров, то ее версия из базового класса будет недоступна классу-потомку (и всем его потомкам). Это может показаться неудобным, но только на первый взгляд.

Правило это справедливо и для всех языков объектно-ориентированного программирования, поддерживающих виртуальные функции, но не допускающих перегрузку функций. В С++ положение несколько иное. Вы можете объявлять невиртуальные перегруженные функции, совпадающие по имени с виртуальными функциями, но имеющие другой список параметров. И, кроме того, вы не можете наследовать невиртуальные функции, имя которых совпадает с виртуальными функциями. Рассмотрим пример 8, иллюстрирующий сказанное.

#include <iostream.h>

class A

{

public:

A() {}

virtual void foo(char c)

{ cout << "virtual A::foo() returns " << c << endl; }

};

class B: public A

{

public:

B() {}

void foo(const char* s)

{ cout << "B::foo() returns " << s << endl; }

void foo(int i)

{ cout << "B::foo() retuzns " << i << endl; }

virtual void foo(char c)

{ cout << "virtual B::foo() returns " << c << endl; }

};

class C: public B

{

public:

C() {}

void foo(const char* s)

{ cout << "C::foo() returns " << s << endl; }

void foo(double x)

{ cout << "C::foo() returns " << x << endl; }

virtual void foo(char c)

{ cout << "virtual C::foo() returns " << c << endl; }

};

int main()

{

A Aobj;

B Bobj;

C Cobj;

Aobj.foo('A');

Bobj.foo('B');

Bobj.foo(10);

Bobj.foo("Bobj");

Cobj.foo('C');

Cobj.foo(144.123);

Cobj.foo("Cobj");

return 0;

}

В этом примере вводятся три класса - A, B и C - образующих линейную иерархию наследования. В классе A объявляется виртуальная функция foo(char).

Класс B объявляет свою версию виртуальной функции foo(char), но, кроме того, в классе B объявляются невиртуальные перегруженные функции foo(const char*) и foo(int). Класс C объявляет свою версию виртуальной функции foo(char) и невиртуальные перегруженные функции foo(const char*) и foo(double). Обратите внимание на то, что в классе C приходится заново объявлять функцию foo(const char*), поскольку в данном случае функция-элемент B::foo(const char*) не наследуется. Таким образом, в С++ схема наследования отличается от обычной для случая виртуальной и перегруженных функций с одинаковым именем. В функции main объявляются объекты для всех трех классов и вызываются различные версии функции-элемента foo.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: