double arrow

Тема. Ощущение и восприятие (2 ч)

1. Представление об ощущениях. Классификация ощущений.

2. Чувствительность и ее измерения. Пороги чувствительности.

3. Адаптация и сенсибилизация органов чувств.

4. Восприятие. Виды и свойства восприятия.

В познании выделяют две ступени: чувственную (ощущение, восприятие) и логическую (мышление, воображение, речь). Некоторые процессы занимают промежуточное место, т. к. они могут иметь и чувственную, и логическую основу (память и внимание).

ОЩУЩЕНИЕ(англ. sensation)1) психофизический процесс непосредственно чувственного отражения (познания) отдельных свойств явлений и предметов объективного мира, т. е. процесс отражения прямого воздействия стимулов на органы чувств,раздражения последних,а также 2) возникающее в результате указанного процесса субъективное (психическое) переживание силы, качества, локализации и др. характеристик воздействия на органы чувств (рецепторы).

Первоначально учение об ощущениях возникло и развивалось в философии как часть теории познания. Согласно сложившейся традиции, в философии термин ощущение трактуется широко, охватывая все явления чувственного отражения,включая восприятие и представления памяти.Уже в V в. до н. э. Гераклит и Протагор рассматривали ощущения в качестве источника человеческого познания. В XVIII в. ощущение становится центральной темой дискуссий представителей эмпирической психологии и философии. Механистическое понимание ощущений как элементарных «кирпичиков» психического получило особое распространение в ассоциативной психологии.Так, В. Вундт различал ощущений и восприятие, при этом восприятие понималось как комплекс ассоциативно связанных ощущений.

В работах отечественных психологов (напр., А. Н. Леонтьева)утвердилось представление об активной действенной природе процессов отражения даже отдельных свойств предметов. В ходе этих процессов происходит «уподобление» динамики движения органов чувств свойствам воспринимаемых предметов. Большое значение для преодоления наивно-ассоциативных взглядов на ощущения имели работы представителей гештальтпсихологии,справедливо отвергавших существование изолированных ощущений, из которых в результате ассоциации строится восприятие. Было четко показано, что один и тот же раздражитель не порождает всегда одно и то же ощущение, напротив, он может ощущаться очень по-разному в зависимости от того целого, в составе которого он выступает. В настоящее время проблематика ощущений интенсивно разрабатывается в психофизике сенсорных процессов и различных разделах психологии.

ВОСПРИЯТИЕ(англ. Perception)

1. Субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины «образ восприятия», «перцептивный образ»).

2. Сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа (употребляются также термины «перцепция», «перцептивный процесс»). Иногда термином восприятие обозначается система действий,направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств,т. е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения.

Как образ восприятие есть непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его свойств,в его объективной целостности. Это отличает восприятие от ощущения,которое также является непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на анализаторы.

Многообразие ощущений отображает качественное многообразие окружающего мира. Классификация ощущений может иметь разные основания.

1. Широко распространено разделение ощущений по модальности,в связи с которым выделяют зрительные, слуховые, осязательные идр. Внутри отдельных модальностей возможна более подробная классификация на качества или субмодальности, напр. пространственные и цветовые зрительные ощущения. Известные трудности для подобной классификации представляет существование интермодальных ощущений, или синестезий.

2. Англ. физиологом Ч. Шеррингтоном (1906) была предложена классификация ощущений на основе анатомического положения рецепторов и их функции. Он выделил 3 основных класса: 1)экстероцептивные,возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, которые расположены на поверхности тела; 2) проприоцептивные,отражающие движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках;3) интероцептивные(органические), сигнализирующие с помощью специальных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма.В свою очередь экстероцептивные ощущения делятся на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между этими подклассами экстероцепции. Данная классификация не учитывает известную независимость функции ощущений от морфологической локализации рецепторов. В частности, зрительные ощущения могут нести важную кинестезическую функцию (Н. А. Бернштейн,Дж. Гибсон).

3. Попытку создания генетической классификации ощущений предпринял англ. невролог Х. Хэд (1918) выделивший более древнюю протопатическую чувствительность и более молодую эпикритическую.

Ощущение возникает в филогенезе на базе элементарной раздражимостикак чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого экологического значения (нейтральные раздражители), отражая тем самым объективную связь между биотическими и абиотическими факторами среды. В качестве источника знаний человека об окружающем мире ощущения входят в целостный процесс познания, образуя чувственную тканьчеловеческого сознания. От истинных ощущений следует отличать разнообразные психосенсорные расстройства.

Поскольку любой предмет как раздражитель является сложным, обладает рядом свойств, то в формировании его образа участвует обычно несколько анализаторов; т. о., восприятие формируется на основе ощущений разных модальностей.

В зависимости от того, какой из анализаторов ведущий в данном акте восприятия, различают зрительное, слуховое,осязательное,вкусовое и обонятельное.Важную роль во всех видах восприятия играют двигательные (кинестезические) ощущения, хотя последние и не всегда отчетливо осознаются человеком. Так, зрительное восприятие, помимо собственно зрительных ощущений (цвета, света и т. д.), включает также кинестезические ощущения,возникающие при движениях глаз (аккомодация глаз, конвергенция и дивергенция глаз и т. д.). Особенно велика роль кинестезических ощущений в осязательном восприятиии.

У человека, владеющего речью,последняя опосредствует восприятие, обеспечивая его осмысленность, осознанность,преднамеренность(произвольность). Участие речи в восприятии создает возможность абстракции и обобщения свойств предметов и явлений путем их словесного обозначения (называния).

Основными свойствами восприятия являются предметность, целостность, константность, категориальность, избирательность.

Восприятие зависит от прошлого опыта, знаний,содержания и задач выполняемой деятельности,индивидуально-психологических различий людей (потребностей, склонностей, интересов, мотивов,эмоционального состояния и т. д.). Под влиянием этих факторов создается характерная для каждого человека апперцепция,обусловливающая значительные различия при восприятии одних и тех же предметов разными людьми или же одним и тем же человеком в разное время.

Восприятием. б. преднамеренными непреднамеренным.1-е в отличие от 2-го связано с постановкой определенной перцептивной задачи;оно характеризуется целенаправленностью, плановостью и систематичностью. В этом случае восприятие выступает как познавательная перцептивная деятельность (наблюдение).Непреднамеренное восприятие выступает как компонент к.-л. др. деятельности, либо является неуправляемым и случайным процессом, целиком зависимым от колебаний непроизвольного внимания (ср. «пустой взор»). Преднамеренное восприятие более эффективно, чем непреднамеренное.

ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ(англ. thresholds of sensations)основные характеристики любого анализатора.Различают: абсолютный, дифференциальный и оперативный пороги ощущений. Абсолютный нижний — минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Абсолютный верхний— максимально допустимая величина внешнего раздражителя. Дифференциальный — минимальное различие между 2 раздражителями либо между 2 состояниями 1 раздражителя, вызывающее едва заметное различие ощущений. Оперативныйпорог ощущений — наименьшая величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума.

ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ(англ. illusion; от лат. illudere — обманывать) — искаженные восприятия реальных предметов. Наибольшее их число наблюдается в области зрения.Особенно многочисленны зрительные иллюзии («обманы зрения»), возникающие при отражении некоторых пространственных свойств предметов (длин отрезков, величин предметов и углов, расстояний между предметами, формы) и движения. Можно выделить след. их виды.

1. Иллюзии, связанные со строением глаза. Примером служат иллюзии, являющиеся результатом эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке и выражающиеся в том, что светлые предметы кажутся нам большими по сравнению с равными им темными (так, белый квадрат на черном фоне кажется больше одинакового с ним черного квадрата на светлом фоне, рис. а).

2.Переоценка длины вертикальных линий по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве. Высота фигуры на рис. б, кажется большей, чем ее ширина, хотя в действительности фигура имеет форму квадрата. При равенстве длин перпендикуляра и его горизонтального основания первый воспринимается большим по длине. Всякое заполненное отдельными объектами расстояние кажется больше незаполненного, причем расстояние, заполненное поперечными линиями, удлиняется больше, чем заполненное продольными линиями.

3. Иллюзии, обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны (рис. в). Один и тот же кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших кружков (иллюзия Эббингауза).

4. Перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части. Мы воспринимаем видимую фигуру, каждую отдельную часть ее не изолированно, а всегда в известном целом. В иллюзии Мюллера—Лайерапрямые линии, заканчивающиеся различно направленными углами, кажутся неодинаковыми по длине (рис.г).

Возможны и обратные случаи зрительных иллюзий, когда из-за большего различия 2 соседних частей возникает впечатление побочного различия фигур в целом. Изображенные на рис. д фигуры одинаковы, хотя верхняя кажется меньше нижней, поскольку нижняя сторона верхней фигуры явно меньше соседней с ней верхней стороны нижней фигуры (иллюзия Ястрова).

5. Кажущееся искажение направления линий за счет штриховки, пересечений с др. линиями. Параллельные линии кажутся изогнутыми под влиянием пересекающих их др. линий (иллюзия Цельнера; рис. з). Известна иллюзия неколлинеарности, или излома прямой (рис. ж): отрезки прямой, пересекающие 2 горизонтальных (или вертикальных) прямоугольника, воспринимаются не принадлежащими 1 прямой, а отдельными отрезками, расположенными на разных уровнях (иллюзия Поггендорфа).

6. Известен ряд иллюзий восприятия, в основе которых лежит переоценка величин острых углов. К достаточно хорошо известной иллюзии приводят параллельные линии, составляющие с другими линиями острые углы. В силу иллюзорного преувеличения последних параллельные линии не кажутся таковыми. По этой же причине круг кажется как бы втянутым у углов вписанного в него квадрата (рис.ж).


Сейчас читают про: