Предмет, задачи возрастной физиологии и ее связь с другими науками

Мещерякова Тамара Владимировна

Ермолаева Галина Ильинична

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО БИОЭТИКЕ

Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения фармацевтического факультета

Макет издания подготовлен в центре дистанционного образования СибГМУ

Отпечатано в лаборатории оперативной полиграфии СибГМУ

Заказ №______ Тираж ______ экз.


[1] Церковь и медицина: на пороге III тысячелетия. Минск: «Издательство Белорусского Экзархата», 1999. С. 192.

[2] Введение в биоэтику / Под ред. Б.Г.Юдина, П.Д.Тищенко. – М.: «Прогресс-Традиция», 1998. – С. 232.

[3] Введение в биоэтику. Учебное пособие. – М.: «Прогресс-Традиция». 1998. С. 306.

[4] Трансплантология. Руководство. Под ред. В.И.Шумакова. М., 1995. С. 13.

[5] Шумаков В.И., Тоневицкий А.Г. Ксенотрансплантация: научные и этические проблемы//Человек. 1999. № 6. С.

[6] Бэкон Ф. О достоинстве и приумножении наук // Соч. в 2-х томах. Т. 1. М.: Мысль. 1971. С. 268.

[7] Введение в биоэтику. Учебное пособие. М.: «Прогресс-Традиция», 1998. С. 283.

[8] Фут Ф. Эвтаназия // Философские науки. 1990. № 6. С. 64.

[9] См. подробно об этом: Бирштейн В.Я. Эксперименты на людях в стенах НКВД // Человек. 1997. № 5

Возрастная физиология – это наука, изучающая особенности процесса жизнедеятельности организма на разных этапах онтогенеза.

Она является самостоятельной ветвью физиологии человека и животных, в предмет которой входит изучение закономерностей становления и развития физиологических функций организма на протяжении его жизненного пути от оплодотворения до конца жизни.

В зависимости от того, какой возрастной период изучает возрастная физиология, выделяют:

- возрастную нейрофизиологию,

возрастную эндокринологию,

возрастную физиологию мышечной деятельности и двигательной функции;

возрастную физиологию обменных процессов,

сердечно- сосудистой и дыхательной систем,

систем пищеварения и выделения,

физиологию эмбрионального развития,

физиологию детей грудного возраста,

физиологию детей и подростков,

физиологию зрелого возраста,

геронтологию (науку о старении).

Основными задачами изучения возрастной физиологии являются следующие:

· изучение особенностей функционирования различных органов, систем и организма в целом;

· выявление экзогенных и эндогенных факторов, определяющих особенности функционирования организма в различные возрастные периоды;

· определение объективных критериев возраста (возрастные нормативы);

· установление закономерностей индивидуального развития.

Возрастная физиология тесно связана со многими разделами физиологической науки и, широко использует данные из многих других биологических наук. Так, для понимания закономерностей формирования функций в процессе индивидуального развития человека необходимы данные таких физиологических наук, как физиология клетки, сравнительная и эволюционная физиология, физиология отдельных органов и систем: сердца, печени, почек, крови, дыхания, нервной системы и т. д.

В то же время открываемые возрастной физиологией закономерности и законы базируются на данных различных биологических наук: эмбриологии, генетики, анатомии, цитологии, гистологии, биофизики, биохимии и др. Наконец, данные возрастной физиологии, в свою очередь, могут быть использованы для развития различных научных дисциплин. Например, важное значение имеет возрастная физиология для развития педиатрии, детской травматологии и хирургии, антропологии и геронтологии, гигиены, возрастной психологии и педагогики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: