Суть управленческой деятельности

Лекция № 2. Сущность управления организацией

Коммерческие и некоммерческие организации

Во всех странах мира в хозяйственной деятельности общества функционируют различные организации в зависимости от генеральных целей их деятельности. В общем же их можно разделить на две основные группы: коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческими организациями называются такие, деятельность которых направлена на извлечение прибыли на вложенный капитал, на получение дохода её учредителями с правом использования этих средств от имени организации в любых направлениях (в других организациях отрасли, в организациях других отраслей, на фондовом рынке и т.п.).

При этом в последнее время получение прибыли рассматривается не в качестве генеральной цели, а в качестве средства саморазвития организации. Правильнее говорить – саморазвития капитала (чистую прибыль можно вкладывать в другие организации, в иную движимость и недвижимость).

Некоммерческие организации в качестве генеральной цели призваны выполнять конкретные работы (обучение людей, медицинское обслуживание, защита интересов определенного бизнеса, например, аграрного, интересов трудящихся и т.п.) и не ориентированы на получение доходов и прибыли, которые бы они могли использовать от имени организации на приумножение капиталов.

При этом законодательством им разрешается ведение коммерческой деятельности, но только с одним важным условием – получаемые от этого средства, за вычетом расходов на материальное обеспечение этой деятельности могут использоваться на оплату труда работающих, а прибыль – исключительно на развитие основной некоммерческой деятельности, на саморазвитие организации (приобретение компьютеров и другой оргтехники, транспорта для обслуживания сотрудников и др.).

Рассматриваемые вопросы:

1. Суть управленческой деятельности.

2. Проактивное и реактивное управление

2. Полномочия по управлению, делегирование полномочий.

3. Исполнение и управление.

Управление – вид деятельности, связанный с целенаправленным воздействием со стороны субъекта, органов управления на людей, экономические технические и иные объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты, поддерживать стабильность деятельности механизмов и др.

Управление можно рассматривать как процесс и как функцию организованной системы.

Управление как процесс представляет собой воздействия на объект для обеспечения достижения конкретной цели. В управлении участвуют:

- объект, которым управляют;

- субъект, который осуществляет управление;

- данные или сигналы, обеспечивающие собственно управление;

- данные, поступающие от объекта управления к управляющему субъекту и осуществляющие обратную связь.

Однако не надо забывать, что это механистический подход, дающий представление о сущности управления только с одной стороны.

Управление как функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социально-экономических), является деятельностью, обеспечивающей сохранение определенной структуры системы, поддержание режима её деятельности (внутреннего режима функционирования), реализацию целей, в том числе путем программных действий.

В нашей стране также широко распространен термин «менеджмент», по отношению к социально-экономической организации практически означающий то же самое, что и управление.

Менеджмент (management - управление, заведование, руководство) – управление, как вид деятельности, связанный с руководством людьми, в самых разнообразных организациях; умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Можно пытаться по-всякому описывать и раскрывать сущность управления и менеджмента. Однако по существу разница заключается в том, что эти слова в русском и английском языках имеют во многом отличающееся значения, которые раскрывают толковые словари этих языков.

Управление это:

1) функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей;

2) процесс воздействия на объект для обеспечения конкретной цели. В управлении участвуют: - объект, которым управляют; - блок, который осуществляет управление;

3) деятельность органов государственной власти (government, administration);

4) любая руководящая деятельность, управление организацией (management);

5) крупное подразделение какого-нибудь государственного или иного учреждения (board, directorate, department);

6) вид подчинительной синтаксической связи, при которой главенствующий компонент словосочетания требует постановки зависимого компонента в определенной грамматической форме, причем форма главенствующего слова не вызывает изменения формы управляемого слова (напр., глагол "желать" управляет винительным и дательным падежами: "желать счастья молодым").

Management (англ.) – руководство, управление от manage:

1) вести дела;

2) руководить работами;

3) управлять людьми, организацией;

4) администрация – управленческая структура;

5) справляться о чем либо.

Термином «менеджмент» характеризуют преимущественно процессы управления хозяйственной деятельностью. В этом смысле «менеджмент» является менее емким, чем понятие управление, поскольку управляют не только предприятием и организацией, государством, обществом, но и техническими средствами, технологическими процессами используя для выражения этого процесса понятие «управление».

Исследования показывают, что управленческая работа очень существенно отличается от другой производственной работы. Если производственный рабочий изо дня в день, из месяца в месяц использует одни и те же свои умения и навыки, то управленец должен ежедневно приспосабливаться к меняющимся условиям, хотя и совершает повторяющиеся управленческие работы.

 
Пример ы: Тракторист, овладев техникой вождения трактора в различных режимах его использования (вспашка земли, сев, боронование и т.п.) из года в год реализует одни и те же свои умения, меняя их незначительно при замене трактора на более современный. Бригадир полеводческой бригады должен решать вопросы обеспечения работ материальными ресурсами, расстановки работающих, координации работ в зависимости от складывающихся обстоятельств и др. Должен ежегодно согласовывать с вышестоящим руководством объемы работ, условия их оценки и оплаты, и тому подобное.
 

Объединяя и координируя свои усилия относительно конкретных целей, многие люди и даже управленцы не задумываются о том, что они фактически осуществляют управление процессом своего труда как путем реакции, хорошо, если своевременной, на меняющиеся обстоятельства, так и путем заблаговременного прогнозирования ситуаций и разработки проектов необходимых решений на основе методов целевого подхода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: