Группы соседей

Цель: С помощью создания объединений соседей, которые, оставаясь на месте, периодически осуществляют групповую работу, можно достичь большей интерактивности
в лекционной аудитории или на больших семинарах, активизации обучения участников, стимуляции к выравниванию гетерогенности (разнородности) предшествующих знаний студентов.

Активное усвоение материала в группах: «Консерватизм местопребывания» учащихся ведет к их стабильному соседству в лекционной аудитории или в семинарском помещении в течение всего семестра. Это облегчает введение прочных «групп соседей» как формы работы на крупномасштабных занятиях. Ход информационной фазы, когда информация вводится фронтально, благодаря этому прерывается, и лектор просит учащихся некоторые разделы этой информации (различные научные подходы, противоположные точки зрения, конкурирующие теории, «спорные позиции» между школами, альтернативные пути решений т.д.) обсудить в малых группах, обосновать и определить для себя позиции. Спустя 3-5 минут преподаватель спрашивает ответы от 4 – 6 групп. Затем лекция продолжается.

Преодоление гетерогенности предпосылок обучения: Учащиеся, которые и без того знают друг друга, охотно садятся рядом. Такие неформальные группировки очень часто имеют гомогенный (в том числе и по успеваемости) состав. Однако длительное существование подобных «соседств» порождает нежелательную разницу в достижениях между группами и очевидную их градацию. В этом случае проблема образовательных различий в достижении результатов на учебных занятиях может остаться не разрешенной и осложнить определение степени трудности занятия для разных групп студентов.
С помощью дидактического вмешательства в сложившуюся ситуацию можно избежать закрепления однородности учебных результатов в группах «лидеров» и «отстающих». Для этого проводится «фрагментация» состава произвольно сложившихся «соседств». Сам принцип «соседства» этому способствует. Образовать группы соседей на одном отдельно взятом ряду трудно, так как более чем трое сидящих друг возле друга учащихся уже с трудом могут разговаривать между собой. Поэтому группы образуются, захватывая несколько рядов. Каждые 5-8 учащихся на двух или трех рядах должны образовать группу соседей. «Самый нижний» ряд разворачивается к сзади сидящим, средний ряд «проводит комментарий» вверх и вниз, «самый верхний» и без того обращен вниз. Подобный способ образования малых групп часто приводит также и к гетерогенности результатов учебной деятельности в группах.

Использование гетерогенности достижений: Благодаря предложенному способу образования групп, включая несколько рядов, можно конструктивно использовать возникающую в группах гетерогенность результатов труда. Вновь и вновь перед лектором возникает вопрос, на каком уровне сложности должно осуществляться его занятие. Если уровень высок, то, вероятно, лишь 10% участников смогут его достичь. Остальные 90% потеряют связь и (на этот семестр) капитулируют или будут зубрить в своем темпе заучивания за рамками проводимого занятия. Такие занятия имеют к концу семестра очень малое количество присутствующих. Если занятие (курс) ориентируется на условия работы с 80% участников (что и должно быть, так как занятия проводятся именно для большинства, а не для меньшинства), то сильные учащиеся чувствуют себя невостребованными, скучают и мало не участвуют в работе.
Следует попросить тех студентов, которые в обсуждаемом разделе / проблеме чувствуют себя, по сравнению с другими, «как дома» или имеют преимущество в знаниях, при непонимании материала в группе объяснить своим товарищам все еще раз. Этим признается их преимущество (что приносит пользу и льстит их самолюбию). Конечно, они неожиданно получают весьма сложную задачу: что-то понять – одно дело, суметь объяснить это другому – уже совсем другое требование. Но это совсем не «эксплуатация» наших, так сказать, «эд-хок-тьюторов» (временных, «случайных» репетиторов). Ведь мы по опыту знаем: если мы объяснили другим положение вещей, то благодаря этому сами поняли его яснее и лучше, чем «поучаемая» личность. Это значит, что сильные учащиеся получают еще и выгоду от своей помощи, а значит, помощь оказывается всем. Кроме того, обучающиеся, благодаря малой социальной дистанции в группах, намного скорее именно товарищу сознаются в том, что они чего-то не поняли, и зададут соответствующие вопросы ему, а не преподавателю.

Регулярная смена докладчиков: Для того чтобы по просьбе преподавателя суметь сообщить всем присутствующим о результате этапа совместной работы, группа должна единогласно выбрать одного докладчика. Для того чтобы из-за страха выступления перед присутствующими поле деятельности добровольно не уступалось одним и тем же "матадорам" и чтобы очередь выступать дошла до каждого, уже при введении метода групповой работы, как правило, должна быть оговорена ротация роли выступающего среди членов группы. Введение этого правила перед началом работы может иметь направленность еще и против какой-то определенной личности...

Задание на генерирование вопросов в группе: Не заданные вопросы учащихся – это тема (почти) каждого разговора об обучении. Завершение изложения раздела хорошо известными словами: «Есть ли еще у кого-то вопросы?» или «Все ли было понятно?» - бесполезно и даже похоже на риторический вопрос. Причины вопросов, которые остаются у студентов, многообразны, но они предпочитают избегать впечатления, что кто-то из них «единственный, кто (опять) что-то не понял».
Здесь вновь может оказать помощь метод «соседских групп»: группам предлагается задание сформулировать в течение 3-х минут по меньшей мере один вопрос по занятию. Вот тут-то и появляются настоящие вопросы, так как они, само собой разумеется, всегда в наличии.
Происходит принципиальное изменение. Раньше утверждение: «Я не понял» формулировалось лишь самыми смелыми. Это было признанием отдельного учащегося в непонимании. Теперь же представитель группы формулирует «общее мнение»: «Мы не поняли!». Тем самым, груз признания ложится уже на обучающего (лектора): кажется, что изложено было недостаточно ясно... Этот маленький сдвиг создает другой климат и чрезвычайно поддерживает готовность задавать вопросы. У занятия – в плане вовлечения обучающихся в учебный процесс – появляется возможность реального стимулирования их обучения.
Однако, считаясь с потребностью студентов выяснять истинное положение дел, нужно также учитывать и ограниченность временных рамок занятия.

© W.-D. Webler, 2006.


«Rot gegen Grün» - ein Wettkampf zur Auflockerung
von Massenübungеn

«Красный против зеленого» - соревнование
в качестве разрядки на массовых занятиях

Многие занятия в высших учебных заведениях должны проводиться в большой аудитории в форме фронтального занятия. В этих условиях особенно тяжело склонить студентов от потребления «готовых» знаний к самостоятельной работе. Описываемая игра на две команды «Красный против зеленого» представляет собой способ отвлечения студентов от аудиторной повседневности и, вследствие своего спортивного характера, способствует активному вовлечению их в учебную работу.

Эта форма многократно использовалась во время практических занятий по физике с 300 студентами-инженерами первого семестра. Она, безусловно, может быть перенесена и на другие учебные ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: