Тема 1. Введение в базы данных. Основные понятия и определения

Лекция 7. Авторское право

7.1 Понятие, субъекты и объекты авторского права Основным документом, регулирующим общественные отношения по поводу использования произведений, является Гражданский кодекс РФ (часть четвертая). Необходимо отметить, что рассматриваемые отношения регулируются также международными договорами и соглашениями, участницей которых является Российская Федерация. Эти международные документы в соответствии со ст. 15 Конституции РФ имеют приоритет над национальным российским законодательством. Они значительно расширяют круг охраняемых произведений и объектов смежных прав за счет того, что они предоставляют правовую охрану иностранным произведениям в России, а российским – за рубежом. Как уже было сказано, если международным договором, участницей которого является Россия, устанавливаются иные правила, чем те, что содержатся в российском законодательстве, то приоритет имеют правила международного договора. Способность обладания авторскими правами – одна из составляющих содержания правоспособности граждан, которая возникает с момента рождения и прекращается со смертью. Таким образом, реализовать свои творческие возможности путем создания произведения (сочинить стихи, нарисовать картину) физическое лицо может в любом возрасте и независимо от состояния здоровья. Однако самостоятельно осуществлять свои авторские права (например, передавать свои права по договору отчуждения) автор сможет только по достижении 14 лет (см. ст. 26 ГК РФ). До этого момента за малолетнего автора распоряжаться авторским правами могут его родители, усыновители или опекуны. На возможность самостоятельного осуществления авторских прав может влиять состояние здоровья авторов. Законодательство предусматривает ограничения самостоятельного осуществления прав для лиц, признанных судом недееспособными. Таковыми могут быть признаны лица, которые вследствие психического расстройства не могут понимать значение своих действий или руководить ими. Распоряжаться авторскими права за недееспособных авторов могут их опекуны. А для заключения авторских договоров ограниченно дееспособными авторами (ставящими свою семью в тяжелое материальное положение вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами) необходимо согласие их попечителей. В соответствии со ст. 1257 ГК РФ автором произведения науки, литературы или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения, считается его автором, если не доказано иное. Автором не может быть какая-либо организация, государственный орган, юридическое лицо. Автор – всегда лицо физическое, то есть человек. Объектом авторского права является произведение. Объектами смежных прав являются исполнения исполнителей (актеров, певцов, музыкантов и др.), постановки, фонограммы производителей фонограмм, сообщения передач организаций эфирного и кабельного вещания, базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов, произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений. Произведение может принадлежать к трем большим областям человеческой деятельности: науке, литературе и искусству. Для авторского права главное, чтобы произведение существовало в какой-либо объективной форме: письменной, устной, в виде звуко- или видеозаписи, изображения, в объемно-пространственной или любой другой форме. Авторское право распространяется как на обнародованные произведения, так и на необнародованные. Обнародование – это осуществленное с согласия автора действие, которое впервые делает его доступным для ознакомления широкой публики. Таким образом, произведение должно отвечать всего двум требованиям: быть творческим и существовать в какой-либо объективной форме. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты решения технических, организационных или иных задач, факты, языки программирования (ст. 1259 ГК РФ). Не являются объектами авторского права официальные документы (судебные решения, законы и т.п.), государственные символы и знаки, произведения народного творчества, сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер. Какие произведения науки, литературы и искусства охраняются авторским правом? Исчерпывающего ответа на этот вопрос нет. ГК РФ в ст. 1259 содержит лишь примерный перечень: · литературные произведения (включая программы для ЭВМ); · драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; · хореографические произведения и пантомимы; · музыкальные произведения с текстом или без текста; · аудиовизуальные произведения; · произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; · произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; · произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; · фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; · географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; · производные произведения (примером которых могут служить переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства); · составные произведения (например, энциклопедии, антологии, базы данных); · другие произведения. 7. 2 Правовая охрана программ для ЭВМ и баз данных Особое внимание в российском законодательстве уделяется правовой охране программ для ЭВМ и баз данных. Правовая охрана программ для ЭВМ (приравненным к литературным произведениям) распространяется на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы и программные комплексы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код. Программа для ЭВМ – это, согласно ГК РФ, объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования электронных вычислительных машин (ЭВМ) и других компьютерных устройств с целью получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения. Базе данных в российском законодательстве предоставляется такая же правовая охрана, как и сборнику. База данных – это представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ (ст. 1260 ГК РФ). Правовая охрана распространяется на базы данных только в том случае, если они представляют собой результат творческого труда по подбору и организации данных. Необходимо отметить, что в последнее время в мире намечается тенденция предоставлять охрану и так называемым "нетворческим" или "инвестиционным" базам данных. Это обосновывается тем, что для создания таких баз данных затрачиваются огромные финансовые и человеческие ресурсы, а отсутствие их правовой охраны сводит к минимуму их ценность и не позволяет быть окупаемым продуктом. Говоря о базах данных, необходимо отметить, что с 2008 года охраняется исключительное право изготовителя базы данных. Изготовителю базы данных, создание которой (включая обработку или представление соответствующих материалов) требует существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат, принадлежит исключительное право извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом (исключительное право изготовителя базы данных). Изготовитель базы данных может распоряжаться указанным исключительным правом. При отсутствии доказательств иного базой данных, создание которой требует существенных затрат, признается база данных, содержащая не менее десяти тысяч самостоятельных информационных элементов (материалов), составляющих содержание базы данных. Срок действия исключительного права изготовителя базы данных составляет 15 лет, причем указанный срок возобновляется при каждом обновлении базы данных. 7.3 Регистрация авторских прав. Соавторство В нашей стране авторское право возникает в силу факта создания произведения. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения, прав на него или соблюдения каких-либо формальностей. Этим положением российское законодательство несколько отличается от зарубежного, например, американского, в котором предусмотрено " депонирование " экземпляра произведения в Библиотеке Конгресса США. Именно поэтому эта библиотека является крупнейшей в мире. Тем не менее, на иностранных граждан в силу международных договоров это правило не распространяется. Стоит заметить, что Федеральным законом "Об обязательном экземпляре документов" также предусмотрена своеобразная форма обязательного депонирования опубликованных произведений. Например, согласно ст. 13 этого Закона, производители документов доставляют в Научно-технический центр "Информрегистр" пять обязательных экземпляров электронных изданий, за исключением электронных изданий для слепых и слабовидящих, программ для электронных вычислительных машин и баз данных, аудиовизуальных и патентных документов, официальных документов, стандартов на электронных носителях, а в Президентскую библиотеку имени Б.Н. Ельцина – один обязательный экземпляр электронных изданий. Но такое депонирование никак не влияет на осуществление авторских прав, так же как и добровольная (факультативная) регистрация программ и баз данных, возможность которой для правообладателей предусмотрена ст. 1262 ГК РФ. Свидетельство о государственной регистрации программы или базы данных будет служить лишь дополнительным (наряду с иными) доказательством принадлежности авторских прав. Что касается всемирно известного символа ©, то он может использоваться обладателем исключительных авторских прав для оповещения о своих правах. Законченная надпись должна состоять из трех элементов и находиться на каждом экземпляре произведения: латинской буквы "C" в окружности, имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав и года первого опубликования произведения. Несмотря на это, в настоящее время сам по себе знак © не несет в себе существенного юридического наполнения, хотя по-прежнему широко используется. Он позволяет в простой форме правообладателю довести до сведения всех третьих лиц информацию о своих правах. При этом указание имени автора (наименования правообладателя) на экземпляре произведения, даже при отсутствии знака ©, влечет за собой презумпцию авторства. Это означает, что, пока суду не будет представлено доказательств обратного, автором (правообладателем) будет считаться лицо, указанное на экземплярах произведения. Помимо индивидуальных работ, произведения могут также создаваться и в соавторстве, то есть совместным творческим трудом нескольких лиц (Ильф и Петров, братья Стругацкие). При этом следует иметь в виду, что не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторов определяются соглашением между ними. Вообще, произведение, созданное в соавторстве, может образовывать единое целое или состоять из частей, имеющих самостоятельное значение. В последнем случае каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению. 7.4 Служебное произведение К рассматриваемой теме близка еще одна – в авторском праве существует такое понятие, как " служебное произведение ". Служебное произведение – это такое произведение, которое создано работником в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей. Такие произведения не редкость, так как большинство людей осуществляют свою работу по трудовому договору, то есть состоят с нанимателем в трудовых отношениях (это необходимо отличать от гражданско-правовых отношений, оформляемых, например, договором подряда или заказа). Работник сам не может использовать по своему усмотрению созданное им служебное произведение, поскольку исключительные права на его использование принадлежат работодателю, если только в договоре между автором и работодателем не предусмотрено иного. Это же правило применимо и к программам для ЭВМ и базам данных. Однако в отношении программ для ЭВМ и баз данных, создание которых не было предусмотрено государственным или муниципальным контрактом для государственных или муниципальных нужд, но которые были созданы при выполнении такого контракта, ГК РФ содержит положение о том, что исключительное право на подобные результаты интеллектуальной деятельности принадлежит исполнителю, являющемуся автором либо иным выполняющим государственный или муниципальный контракт лицом, если государственным или муниципальным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, от имени которых выступает государственный или муниципальный заказчик, либо совместно исполнителю и Российской Федерации, исполнителю и субъекту Российской Федерации или исполнителю и муниципальному образованию. 7.5 Интеллектуальные права автора Дуализм авторского права означает, что, с одной стороны, авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено, а с другой стороны – предполагает как личные неимущественные, так и имущественные права. К личным неимущественным правам относятся: · право авторства (право признаваться автором произведения); · право на имя (право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно); · право на обнародование (право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме, включая право на отзыв); · право на неприкосновенность (целостность) произведения (право на защиту как самих произведений, так и их названий от всякого рода искажений или иных посягательств, способных нанести ущерб чести и достоинству автора). Личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним даже в случае передачи или отчуждения исключительных прав на использование произведения. Личные неимущественные права (за исключением права на обнародование) охраняются бессрочно. Помимо личных неимущественных прав, автору в отношении его произведения принадлежит исключительное право на использование произведения в любой форме и любым способом. Этот блок прав в противовес личным неимущественным обычно именуется имущественными правами, поскольку именно они позволяют автору получать материальную выгоду от своего произведения, ибо извлечение денег из искусства порой является не меньшим искусством. Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать следующие действия: · право на воспроизведение (воспроизводить произведение); · право на распространение (продавать или иным образом отчуждать оригинал или экземпляры произведения); · право на импорт (импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав); · право на публичный показ (публично показывать произведение); · право на публичное исполнение (право публично исполнять произведение); · право на передачу в эфир (сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир); · право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю (сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств); · право на переработку (переделывать, аранжировать, переводить или другим образом перерабатывать произведение); · право на доведение до всеобщего сведения (сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору); · право на модификацию программы для ЭВМ или базы данных, в том числе перевод программы для ЭВМ или базы данных с одного языка на другой; · практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта. Указанные выше права охраняются от нарушения любого лица. Сказанное подтверждается судебной практикой, сформировавшейся еще в прошлом веке. Так, ООО, обладатель исключительного права на художественный фильм, обратилось в арбитражный суд с иском к торговой фирме о конфискации у ответчика видеокассет с этим фильмом, находящихся в продаже, и взыскании с него полученного дохода вместо возмещения убытков. Суд обоснованно отклонил довод ответчика о приобретении им продаваемых кассет у третьего лица по договору купли-продажи и невозможности в связи с этим нести ответственность. Распространение экземпляров произведения является самостоятельным имущественным правом автора (правообладателя), поэтому нарушением авторских прав является любое распространение без разрешения правообладателя. Торговая фирма не отрицала, что ее действия привели к возникновению у правообладателя убытков. Покупая товар у третьего лица, фирма не проверяла наличия у него права на распространение видеокассет с упомянутым фильмом (тогда как истец доказал отсутствие у третьего лица такого права), то есть не приняла всех зависящих от нее мер, позволяющих предотвратить нанесение правообладателю убытков вследствие незаконного распространения видеокассет. Таким образом, суд сделал вывод о причинении убытков истцу неправомерными действиями ответчика и принял решение о конфискации контрафактных экземпляров произведения и взыскании дохода вместо возмещения убытков. Такая практика сохраняется по сей день. Так, например, летом 2009 года некое ООО обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к предпринимателю П. о взыскании компенсации в размере 100 000 руб. за неправомерное использование объектов авторских и смежных прав – 10 фонограмм. Решением суда заявленные требования удовлетворены. Как установлено судом, между автором и ЗАО (издателем) заключен авторский договор, по условиям которого автор передает, а издатель приобретает все исключительные имущественные авторские права на использование в любой форме и любым способом созданных творческим трудом автора произведений, указанных в приложении к договору. Между ЗАО (лицензиаром) и ООО (лицензиатом, истцом по делу) подписан лицензионный договор и акт приема-передачи, в соответствии с которыми последнему перешли исключительные права на использование вышеназванных произведений в исполнении автора. В принадлежащей ответчику торговой точке был продан компакт-диск формата MP3, содержащий запись музыкальных произведений, составляющих предмет указанного спора. На основании п. 1 ст. 1270 ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в п. 2 данной статьи. Использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в том числе, распространение произведений путем продажи или иного отчуждения (пп. 2 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 1229 ГК РФ правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ. Использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ. Суды сделали обоснованный вывод о том, что ООО обладает исключительными правами по распространению фонограмм спорных произведений.
Вообще, исключительное право производно от имущественных прав, поэтому все перечисленные ранее правомочия связаны с использованием произведения в гражданском обороте и получением выгоды от такого использования. Если внимательно посмотреть на список авторских правомочий, то становится видна их историчность, обусловленная появлением новых способов ознакомления публики с произведением. Одним из последних правомочий является право на доведение до всеобщего сведения. Формулировка несколько тяжеловесна, но она однозначно определяет, что за автором закрепляется право на размещение своего произведения в глобальных компьютерных сетях, например, Интернет. Другими словами, никто кроме автора не может разместить произведение в свободном доступе в сети Интернет. При этом не имеет значения цель такого размещения (для извлечения прибыли или нет). Примером может служить спор, рассмотренный летом 2010 года Федеральным арбитражным судом Московского округа. Истец обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании компенсации за нарушение исключительного имущественного права на программу для ЭВМ – компьютерную игру "Disciples: Восстание эльфов", которую ответчик разместил на сайте с возможностью скачивания за плату. Суд удовлетворил иск. Серьезным испытанием для авторского права и смежных прав в настоящее время являются так называемые пиринговые сети (от англ. p2p – peer2peer, "равный равному"). Пиринговые сети (торренты) позволяют легко обмениваться через сеть Интернет различными файлами (музыка, фильмы, тексты и т.п.). Для этого пользователь скачивает специальную программу-клиент и делает доступными папки на своем компьютере для других пользователей сети Интернет. Далее программа-клиент ищет компьютеры пользователей, которые находятся в режиме "он-лайн". Пользователю, для того чтобы найти файл, необходимо только ввести его имя, а программа сама сформирует список компьютеров, с которых его можно скачать. Это часто называется обменом файлами, а сети, используемые для этого, – файлообменными. Однако юридически в результате таких действий происходит не обмен в привычном смысле слова, а копирование (в терминологии ГК РФ – воспроизведение) файлов. Таким образом, скопированный файл есть как на компьютере, с которого производилась загрузка, так и на компьютере, который файл скачивал. Одним из первых файлообменных сервисов в Интернете был сайт "Napster". Популярность его была такова, что им заинтересовались американские звукозаписывающие компании (RIAA – Recording Industry Association of America – организация, объединяющая большинство из них). В результате судебных тяжб "Napster" был признан "содействующим" нарушению авторских и смежных прав. Суд пришел к выводу, что "Napster" не нарушал чьи-либо права, поскольку он не воспроизводил файлы в сети Интернет, но создал возможность для воспроизведения, путем составления списка песен и компьютеров, с которых возможна закачка. "Napster" являлся централизованной пиринговой сетью. В настоящее же время ситуация (возможно из-за этого знаменитого судебного дела) изменилась: списки файлов и компьютеров больше не хранятся на одном центральном сервере – система стала децентрализованной, и поэтому бороться с нарушениями авторского права стало тяжелей. В 2004 году борьба с нарушителями авторского права – пользователями файлообменных сетей в США велась очень активно. Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) продолжила акцию по привлечению к ответственности пользователей файлообменных сетей, и на начало 2005 года RIAA было подано 8 500 исков против пользователей файлообменных сетей, с требованием по каждому иску по 5 000 долларов США штрафных выплат. С точки зрения российского законодательства, существование файлообменных сетей тоже является нарушением авторских (смежных) прав, и преследование владельцев торрент-сервисов ведется и в нашей стране. В том числе уже известно несколько уголовных дел с вынесенными приговорами в отношении владельцев таких сервисов. Так, 23.06.2008 г. Кировским районным судом г. Самары осужден некто П. за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 146 УК РФ. П. совершил незаконное приобретение, хранение контрафактных экземпляров произведений в целях сбыта в крупном размере при следующих обстоятельствах. П., работая системным администратором ООО "С.", обладая достаточными знаниями в области информационных технологий, навыками в пользовании компьютерной техникой, имея персональный компьютер по месту своего проживания, 28.02.2007 г., заключив договор на предоставление телематических услуг связи с провайдером ЗАО "Компания "ЭР-Телеком"", подключился и по учетным данным – имени доступа (login) и паролю, предоставленным ЗАО "Компания "ЭР-Телеком"", получил выделенный канал доступа к сети Интернет. П., являясь абонентом ЗАО "Компания "ЭР-Телеком"", пользуясь телематическими услугами связи, скопировал и установил на накопительные жесткие магнитные диски своего персонального компьютера бесплатную клиентскую программу "Matrix" ("Матрица"), позволяющую обмениваться файлами между пользователями данной системы "Matrix" (файлообменной системы "Матрица"), запустил программу "Matrix" и зарегистрировался в системе "Matrix" под псевдонимом пользователя "CHASM". При регистрации, в соответствии с условиями использования системы "Matrix", П. ознакомился с правилами работы в системе "Matrix" и был предупрежден о категорическом запрете размещения нелегальных материалов и об уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст.ст. 146, 242, 242.1, 272-274 УК РФ. П. было известно, что, в соответствии с условиями использования системы "Matrix", при копировании информации, находящейся на накопительных жестких магнитных дисках персонального компьютера одного пользователя, другими пользователями системы "Matrix", ЗАО "Компания "ЭР-Телеком"" на лицевой счет данного пользователя (абонента) начисляет бонусное вознаграждение в размере 2 копейки за 1 Мбайт скопированной у него информации, и у П. из корыстных побуждений возник умысел на незаконное приобретение, хранение контрафактных экземпляров произведений в целях сбыта посредством файлообменной системы "Matrix" среди других ее пользователей. П., реализуя свой умысел, направленный на незаконное приобретение, хранение контрафактных экземпляров произведений в целях сбыта, действуя незаконно из корыстных побуждений, вопреки воле правообладателя корпорации "Аутодеск Инк.", без заключения с ним договора, в нарушение ч. 1 ст. 44 Конституции РФ и ст.ст. 1228, 1229, 1255, 1259, 1261, 1267, 1316 ГК РФ создал папку, присвоив ей имя "Autodesk AutoCAD 2006", содержащую, согласно заключению судебной экспертизы, программное обеспечение "Autodesk AutoCAD 2006" с признаками контрафактности, обладателем авторских и смежных прав на которое является корпорация "Аутодеск Инк.", стоимостью лицензионного программного обеспечения "Autodesk AutoCAD 2006" 101 564,68 рубля, и оставил ее на хранение в своем персональном компьютере. Продолжая свои действия, направленные на незаконное приобретение, хранение контрафактных экземпляров произведений в целях сбыта, с целью рекламирования, дальнейшего систематического распространения контрафактного программного обеспечения "Autodesk AutoCAD 2006", П. опубликовал в системе "Matrix" доступную для всеобщего обозрения абонентам ЗАО "Компания "ЭР-Телеком"", являющимся пользователями системы "Matrix", информацию о названии папки "Autodesk AutoCAD 2006", ее размере и адресе расположения на своем персональном компьютере. Публично демонстрируя название и содержимое папки "Autodesk AutoCAD 2006", хранящейся у него на накопительных жестких магнитных дисках персонального компьютера, П. предоставил возможность любому желающему пользователю системы "Matrix" скопировать и приобрести программное обеспечение "Autodesk AutoCAD 2006" по цене 2 копейки за 1 Мбайт, тем самым незаконно приобрел, хранил контрафактные экземпляры произведений в целях сбыта, получая за это денежные начисления на свой лицевой счет абонента ЗАО "Компания "ЭР-Телеком"" 1) В другом деле суд приговорил А. к году лишения свободы условно за размещение в Интернете при помощи сети BitTorrent программ, принадлежащих ЗАО "1С". Однако существует точка зрения, что файлообменные сети не только не угрожают звукозаписывающим компаниям, но и способствуют приобретению компакт-дисков с песнями, ранее прослушанными при скачивании из сети Интернет. Известная компания "Apple Computers" пошла именно таким путем и открыла в Интернете сервис "iTunes", с помощью которого можно скачать из огромного архива музыкальную композицию за 99 центов. Всего через несколько месяцев компания объявила, что количество скачанных песен превысило миллион. Другим вопросом, порожденным сетью Интернет, была дискуссия о правомерности установки гиперссылок на контрафактные произведения. Дело в том, что стандарт гипертекстового документа предусматривает использование специальных ссылок на ресурсы, доступ к которым пользователь почти мгновенно может получить, перейдя по ссылке. После "нажатия" на ссылку искомые объекты загружаются в оперативную память компьютера. Другими словами, происходит воспроизведение (копирование) объекта. Причем пользователь может и не желать такого копирования, но поделать с этим ничего не может. Как расценивать действия пользователя, который на своем сайте делает гипертекстовую ссылку на другой сайт, содержащий контрафактный экземпляр произведения? С одной стороны, такой пользователь не воспроизводит произведение и этим самым не нарушает соответствующее право автора или иного правообладателя. С другой стороны, посетитель сайта, кликнув по ссылке, загружает в память своего компьютера экземпляр произведения, а действия владельца сайта способствуют нарушению авторского права. Отечественной судебной практике известен такой пример – дело по поводу романа В. Сорокина "Голубое сало". В 1999 году текст романа был размещен на сайте в сети Интернет неизвестным лицом. Ответчик по делу А. Чернов поместил на своем сайте гиперссылку на этот роман. Истец посчитал такие действия распространением произведения и потребовал удалить ссылку и выплатить ему материальную компенсацию за нарушение авторских прав. Однако суд не признал такие действия ответчика использованием произведения и отказал в иске. Другой проблемой сети Интернет является проставление ссылок с одного сайта на другой таким образом, что у пользователя первого сайта может возникнуть ошибочное впечатление, что он все еще "находится" на этом сайте. Широкую известность приобрело дело, рассмотренное в США, в котором истец – владелец сайта А по бронированию и продаже билетов в сети Интернет обвинял другое лицо (владельца сайта В) в том, что проставление гиперссылки с сайта В на сайт А нарушает его права. При этом гиперссылка владельца сайта В отсылала к форме по покупке билета ("глубокая" ссылка), а не на титульную страницу сайта А. Истец небезуспешно обосновывал свою позицию тем, что у посетителя сайта В, который заказывает билет, возникает впечатление, что служба заказа билетов принадлежит именно владельцу сайта В. Отечественной судебной практике дела, связанные с использованием фреймов и "глубоких" ссылок, не известны, в то время как за рубежом уже выработана достаточно объемная судебная практика по таким делам. Однако нередко правообладатели стремятся злоупотребить своим правом. 7.5 Ограничения авторского права Авторское право представляет собой баланс интересов автора и общества, его существование невозможно без ряда взаимных ограничений. К числу некоторых ограничений прав автора следует отнести: · случаи использования произведения без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения; · случаи использования произведения без согласия автора, но с выплатой авторского вознаграждения. К первому пункту, например, относится цитирование произведений в научных, учебных, информационных или культурных целях. Однако при цитировании всегда обязательно указание имени автора цитируемого произведения и источника заимствования, а также цитировать можно не любой объем произведения, а только такой, который оправдан целью цитирования. В связи с этим интересно судебное дело, хотя и относящееся к избирательному праву, но также уместное в этом контексте. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в конце 2003 года рассмотрела дело по заявлению А. об отмене регистрации кандидата в депутаты Р. Суд установил, что А., зарегистрированный кандидат по тому же избирательному округу, обратился в суд с заявлением об отмене регистрации Р. в связи с допущенными нарушениями п. 1 ст. 64 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", а именно нарушением законодательства России об интеллектуальной собственности. 28 октября 2003 года в типографии ООО "Х" тиражом 70 000 экземпляров по заказу Р. был изготовлен агитационный печатный материал "Право и милосердие", на второй странице которого помещена статья "Лишнее звено. Домкомы А.". В качестве иллюстрации к этой статье помещено изображение первой страницы агитационного печатного материала А. Оригинал-макет листовки является произведением, авторские права на которое принадлежат ему. В соответствии с пп. 8 п. 6 ст. 95 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" регистрация кандидата может быть отменена судом в случае нарушения кандидатом п. 1 ст. 64 указанного Закона. Этим пунктом запрещена агитация, нарушающая законодательство об интеллектуальной собственности. В соответствии с законом допускается без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати. Статья Р. помещена в рубрике в порядке дискуссии, является продолжением цикла статей, публикуемых в газете "Право и милосердие", носит полемический и учебно-просветительский характер и проиллюстрирована фрагментом листовки, а именно изображением титульного листа, содержащим фотографию А. и название "Краткая инструкция по созданию домкомов". По мнению суда, применительно к настоящему делу изображение титульного листа агитационной листовки А., помещенное в статье "Лишнее звено. Домкомы А.", может рассматриваться как цитата. Агитационная листовка А. была обнародована. Объем помещенного изображения незначителен и с учетом характера и жанра статьи определяется ее целью. Имя автора листовки и источник заимствования в статье приведен. Законодательством допускается свободное использование произведений фотографии, изобразительного искусства, которые постоянно расположены в местах, открытых для свободного посещения. Агитационная листовка с фотографией А. распространялась среди избирателей в ходе проведения предвыборной агитации, размещалась на стендах информации в уличных пикетах, то есть находилась в местах, которые могли быть посещены любыми людьми в течение всего срока, когда разрешена агитация. Таким образом, судом сделан вывод о правомерности свободного использования Р. части агитационной листовки А. и отсутствии в его действиях нарушения законодательства об интеллектуальной собственности. Еще одним похожим делом было обращение З. в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата С. Дело в том, что в информационном бюллетене кандидата в депутаты С. были опубликованы некоторые статьи, полностью или частично размещенные в сети Интернет, в которых ссылка на сайт в сети Интернет отсутствует. Опубликованные в информационных бюллетенях статьи, размещенные в сети Интернет, суд признал материалами, которые не могут являться предвыборной агитацией, так как они носят информационный характер и в силу требований ст. 1257 ГК РФ не имеют авторства. При таких обстоятельствах являлся правильным вывод суда о том, что оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты С. не имелось. Вообще, к случаям использования произведений без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения также относится его воспроизведение в личных целях. Однако даже в личных целях запрещено воспроизведение баз данных, существенных частей из них, а также программ для ЭВМ. Воспроизведение программы для ЭВМ или базы данных допускается в случае если: · копия предназначена только для архивных целей и для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда оригинал программы для ЭВМ или базы данных утерян, уничтожен или стал непригоден для использования; · необходимо внести в программу для ЭВМ или базу данных изменения исключительно в целях их функционирования на технических средствах пользователя и осуществлять действия, необходимые для функционирования таких программы или базы данных в соответствии с их назначением, в том числе запись и хранение в памяти ЭВМ (одной ЭВМ или одного пользователя сети), а также осуществить исправление явных ошибок, если иное не предусмотрено договором с правообладателем. Уже названным случаем использования произведения без согласия автора, но с выплатой авторского вознаграждения является воспроизведение фонограммы и аудиовизуального произведения исключительно в личных целях. При этом вознаграждение непосредственно выплачивается изготовителями или импортерами аудио- и видеооборудования и материальных носителей (видео- и аудиопленки, компакт-диски, иные материальные носители). Потребитель, таким образом, выплачивает это вознаграждение косвенно, так как оно уже включено в цену вышеназванного оборудования и носителей информации. В отличие от личных неимущественных прав, срок охраны имущественных прав автора ограничен временем его жизни и 70 годами после его смерти. Авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов. 7.6 Срок охраны авторского права В случае если произведение обнародовано анонимно или под псевдонимом, авторское право действует в течение 70 лет после даты его правомерного обнародования. Если в течение указанного срока автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то авторское право на произведение действует в течение жизни автора и 70 лет после его смерти. Если произведение впервые выпущено в свет после смерти автора, то авторское право действует в течение 70 лет после выпуска произведения. По истечении этих сроков произведение переходит в общественное достояние – это означает, что любое лицо может свободно использовать произведение без выплаты авторского вознаграждения. При этом должно соблюдаться право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения, поскольку они являются личными неимущественными правами и охраняются вечно. Правообладателями (обладателями имущественных авторских правомочий) могут являться не только авторы, но и их наследники, а также лица, которым исключительные имущественными права перешли в силу закона или на основании договора. Поскольку авторское право действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти, после смерти автора авторское право переходит по наследству. Однако не все авторские права переходят его наследникам, исключение составляют такие личные неимущественные права, как право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения (ст.ст. 1267, 1283 ГК РФ). Согласно общим положениям о наследовании, предусмотренным частью 3 ГК РФ, наследование авторских прав осуществляется по закону или по завещанию. Завещание представляет собой одностороннюю сделку гражданина по распоряжению имуществом на случай смерти. Наследниками по завещанию могут быть любые физические и юридические лица, государство в целом, а также государственные и муниципальные образования. Наследниками по закону могут быть физические лица, а также Российская Федерация. Российская Федерация наследует, в случае если отсутствуют иные наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. on_load_lecture();
 

В настоящее время успешное функционирование различных фирм, организаций и предприятий просто не возможно без развитой информационной системы, которая позволяет автоматизировать сбор и обработку данных. Обычно для хранения и доступа к данным, содержащим сведения о некоторой предметной области, создается база данных.

База данных (БД) — именованная совокупность данных, отражающая состояние объектов и их отношений в рассматриваемой предметной области.

Под предметной областью принято понимать некоторую область человеческой деятельности или область реального мира, подлежащих изучению для организации управления и автоматизации, например, предприятие, вуз и.т.д.

Система управления базами данных (СУБД) — совокупность языковых и про­граммных средств, предназначенных для создания, наполнения, обновления и удаления баз данных.

Основополагающими понятиями в концепции баз данных являются обобщенные категории «данные» и «модель данных».

Понятие «данные» в концепции баз данных — это набор конкретных значений, параметров, характеризующих объект, условие, ситуацию или любые другие фак­торы, Примеры данных: Петров Николай Степанович, $30 и т. д. Данные не об­ладают определенной структурой, данные становятся информацией тогда, когда пользователь задает им определенную структуру, то есть осознает их смысловое содержание. Поэтому центральным понятием в области баз данных является понятие модели. Не существует однозначного определения этого термина, у раз­ных авторов эта абстракция определяется с некоторыми различиями но, тем не менее, можно выделить нечто общее в этих определениях.

Модель данных это некоторая абстракция, которая, будучи приложима к кон­кретным данным, позволяет пользователям и разработчикам трактовать их уже как информацию, то есть сведения, содержащие не только данные, но и взаимо­связь между ними.

С помощью модели данных могут быть представлены объекты предметной области и взаимосвязи между ними. В зависимости от вида организации данных различают следующие важнейшие модели БД:

· иерархическую

· сетевую

· реляционную

· объектно-ориентированную

В иерархической БД данные представляются в виде древовидной структуры. Подобная структура БД удобна для работы с данными, упорядоченными иерархически. При оперировании данными со сложными логическими связями иерархическая модель оказывается слишком громоздкой.

В сетевой БД данные организуются в виде графа. Недостатком сетевой структуры является жесткость структуры и сложность ее организации.

Реляционная БД получила свое название от английского термина relation (отношение). Была предложена в 70-м году сотрудником фирмы IBM Эдгаром Коддом. Реляционная БД представляет собой совокупность таблиц, связанных отношениями. Достоинствами реляционной модели данных являются простота, гибкость структуры. Кроме того ее удобно реализовывать на компьютере. Большинство современных БД для персональных компьютеров являются реляционными.

Объектно-ориентированные БД объединяют сетевую и реляционную модели и используются для создания крупных БД с данными сложной структуры.

Базы данных можно разделить на базы данных первого поколения: иерархические, сетевые; второго поколения:реляционные; третьего поколения:объектно-ориентированные, обьектно-реляционные.

Программы, с помощью которых пользователи работают с базой данных, назы­ваются приложениями. В общем случае с одной базой данных могут работать множество различных приложений. Например, если база данных моделирует некоторое предприятие, то для работы с ней может быть создано приложение, которое обслуживает подсистему учета кадров, другое приложение может быть посвящено работе подсистемы расчета заработной платы сотрудников, третье приложение работает как подсистемы складского учета, четвертое приложение посвящено планированию производственного процесса. При рассмотрении при­ложений, работающих с одной базой данных, предполагается, что они могут ра­ботать параллельно и независимо друг от друга, и именно СУБД призвана обес­печить работу множества приложений с единой базой данных таким образом, чтобы каждое из них выполнялось корректно, то учитывало все изменения в базе данных, вносимые другими приложениями.

Для поиска информации в базах данных используется информационно-поисковая система. Информационно-поисковая система опирается на базу данных, в которой осуществляется поиск нужных документов по заявкам пользователей.

Различают фактографические автоматизированные информационные системы (АИС), у которых базы данных составляются из форматированных (формализованных) записей, и документальные АИС, записями которых могут служить различные неформализованные документы (статьи, письма и т.п.). В фактографических АИС примером форматированных записей могут служить, скажем, записи об операциях по приему и выдаче денег в сберкассе; запись имеет четыре основных атрибута: дата, характер операции (принято, выдано), сумма, остаток вклада.

В качестве форматированной записи может рассматриваться кадровая анкета (личный листок по учету кадров). Правда, такие ее разделы, как «прежняя работа», «поездки за границу» и др. в обычной анкете не до конца формализованы и имеют переменную длину, поэтому при автоматизации этой задачи необходимы некоторые поправки. Обычно бывает целесообразно фиксировать максимальное количество позиций в каждом разделе и тем самым выравнивать длину записей (у многих записей при этом могут возникать позиции с пустым заполнением).

Основной задачей, решаемой в документальных АИС, является поиск документов по их содержанию. Документальная система по заданию пользователя выдает необходимые ему документы (книги, статьи, законы, патенты, отчеты и т.д.). В задании могут указываться сведения об искомых документах: автор, наименование, время издания, издательство и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: