Показатели рентабельности предприятия

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ

Для анализа использования прибыли используются данные отчета ф. № П‑2 «Сведения об инвестициях», данные аналитического учета по разделу VIII Плана счетов бухгалтерского учета «Финансовые результаты», счет 90 «Продажи», сметы по фонду накопления, фонду социальной сферы и фонду потребления.

Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет, поступает в его полное распоряжение. Предприятие самостоятельно определяет направление ее использования, если иное не установлено учредительными документами и принятой учетной политикой.

Одна часть прибыли предназначается для расширения производства (фонд накопления), вторая часть – для материального поощрения работников предприятия (фонд потребления). Создается также резервный фонд предприятия.

Перед началом анализа в таблицу заносятся все необходимые данные по использованию прибыли (виды операционных доходов и расходов): платежи в бюджет за счет прибыли; отчисления в резервный капитал; отчисления на образование фондов накопления; отчисления на образование фондов социальной сферы; отчисления на благотворительные цели и т. д. Данные таблицы позволяют определить динамику распределения прибыли между бюджетом и предприятием. В процессе анализа необходимо изучить динамику доли прибыли, которая идет на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников, а также такие показатели, как сумма самофинансирования и сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника. Если эти показатели выше, чем на других предприятиях, или выше нормативных для данной отрасли производства, то имеются перспективы для развития предприятия.

Важная задача анализа – изучение использования средств фондов накопления и потребления. Средства этих фондов имеют целевое назначение и расходуются согласно утвержденным сметам.

Фонд накопления используется в основном для финансирования затрат на расширение производства, его техническое перевооружение, внедрение новых технологий и т. д.

Фонд потребления может использоваться на коллективные (расходы на содержание объектов культуры и здравоохранения, проведение оздоровительных и культурно‑массовых мероприятий) и индивидуальные нужды (вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, стипендии студентам, частичная оплата питания и проезда и т. д.).

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т. д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что показывают соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Данные показатели применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп: характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов; характеризующие рентабельность продаж; характеризующие доходность капитала и его частей.

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется как отношение валовой или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции. Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Этот показатель может рассчитываться в целом по предприятию (его уровень зависит от изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации), а также по отдельным его подразделениям и видам продукции (уровень которых зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции).

Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов – путем деления полученной или ожидаемой суммы прибыли от реализации проекта на сумму инвестиций в данный проект.

Рентабельность продаж рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции или чистой прибыли к сумме полученной выручки. Этот показатель характеризует эффективность предпринимательской деятельности (т. е. сколько прибыли имеет предприятие с 1 руб. продаж), широко применяется в рыночной экономике и рассчитывается как в целом по предприятию, так и по отдельным видам продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: