Прибыль представляет собой одну из форм денежных накоплений, создаваемые в предприятиях, отраслях экономики, государства.
Прибыль – это экономическая категория, характеризующая конечный финансовый результат коммерческой деятельности организаций.
Прибыль – это часть добавленной стоимости, которая получена в результате реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг).
Цель деятельности предприятия – удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. Цивилизованные рыночные отношения требуют разумного сочетания обеих целей. Конечно, следует согласиться с тем, что бизнес – это экономическая деятельность предпринимателей, их искусство и способность приносить все возрастающие размеры прибыли, обеспечивать высокий уровень рентабельности.
К внутренним факторам, влияющих на прибыль и рентабельность, относятся ресурсные факторы (величина и состав ресурсов, состояние ресурсов, условия их эксплуатации),
а также факторы, связанные с развитием предприятия.
|
|
Среди внутренних факторов можно выделить следующие:
1. Объем розничного товарооборота. При неизменной доли прибыли в цене товара рост объема продажи товаров позволяет получать большую сумму прибыли.
2. Товарная структура розничного товарооборота. Расширение ассортимента способствует росту товарооборота. Повышение в товарообороте товаров более высокого качества, являющихся престижными, позволяет повысить долю прибыли в цене товара, т. к. покупатели чаще приобретают данные товары именно из-за их престижности и в расчете на большие удобства в эксплуатации. Так же это способствует повышению рентабельности.
3. Организация товародвижения. Ускоренное продвижение товаров в торговую сеть способствует увеличению товарооборота и снижению текущих расходов. В результате масса и уровень прибыли возрастают.
4. Организация торгово-технологического процесса продажи товаров.
5. Для получения прибыли необходимо использовать прогрессивные методы продажи товаров: самообслуживание, продажи товаров по образцам и каталогам. Это способствует увеличению объема товарооборота, а также снижению его издержкоемкости.
6. Численность и состав работников. Достаточная численность при определенном уровне технической вооруженности труда позволяет в полной мере реализовать программу предприятия по получению необходимой суммы прибыли. Большое значение имеет уровень квалификации торговых работников, их умение быстро и четко обслужить покупателей, правильно закупить товары и т. д.
7. Формы и системы экономического стимулирования труда работников. Влияние этого фактора можно оценить через показатель расходов на оплату труда, а также через показатель рентабельности расходов на оплату труда. В настоящее время повышается роль морального поощрения работников, получения ими удовлетворения от своего труда.
|
|
8. Производительность труда работников предприятия. Рост производительности труда при прочих равных условиях влечет за собой увеличении массы прибыли и повышение рентабельности деятельности предприятия.
9. Фондовооруженность и техническая вооруженность труда работников. Чем выше оснащенность работников современным торговым оборудованием, тем выше их производительность труда.
10. Состояние материально-технической базы торгового предприятия. Предприятие, располагающее более современной и развитой материально-технической базой, имеет предпосылки для постоянного увеличения розничного товарооборота в долгосрочном периоде. Это влечет за собой увеличение массы получаемой прибыли и повышение рентабельности.
11. Моральный и физический износ основных фондов. Этот фактор является очень важным для повышения рентабельности торговли. Использование изношенных основных фондов, морально устаревшее оборудование не позволяет рассчитывать на увеличение прибыли в перспективе.
12. Применяемый порядок ценообразования. От размера прибыли, включаемой в цену товара, зависит сумма получаемой прибыли. Постоянный рост доли прибыли в цене товара может привести к обратному результату.
13. Организация работы по взысканию дебиторской задолженности. Своевременное взыскание дебиторской задолженности способствует ускорению оборачиваемости оборотных средств, а следовательно – увеличению прибыли.
14. Осуществление режима экономии позволяет относительно снижать текущие затраты торговых предприятий и увеличивать сумму получаемой прибыли. Под режимом экономии понимается не абсолютное, а относительное снижение текущих расходов.
15. Деловая репутация предприятия. Представляет собой сформировавшееся у потребителей мнение о потенциальных возможностях предприятия. Высокая деловая репутация позволяет предприятию получать дополнительную прибыль, повышать рентабельность.
К основным внешним факторам, формирующим прибыль предприятия, можно отнести следующие факторы:
1. Емкость рынка. От емкости рынка зависит товарооборот предприятия. Чем больше емкость рынка, тем и больше возможности предприятия по получению прибыли.
2. Развитие конкуренции. Она оказывает отрицательное влияние на сумму и уровень прибыли, так как приводит к усреднению нормы прибыли. Конкурентная борьба требует определенных расходов, снижающих получаемую сумму прибыли.
3. Размер цен, устанавливаемых поставщиками товаров. В условиях конкуренции повышение цен поставщиками не всегда приводит к адекватному повышению продажных цен. Торговые предприятия стремятся меньше работать с посредниками, выбирать среди поставщиков тех, кто предлагает товары одного уровня качества по более низким ценам.
4. Цены на услуги предприятий транспорта, коммунального хозяйства, ремонтных и других предприятий. Повышение цен и тарифов на услуги увеличивает текущие расходы предприятий, уменьшает прибыль и снижает рентабельность торговой деятельности.
5. Регулирование государством деятельности предприятий. Этот фактор относится к числу основных, определяющей размер прибыли и рентабельности.
В процессе анализа результатов работы предприятия применяются различные виды прибыли:
· прибыль (убыток) от реализации товаров;
· прибыль от реализации основных фондов и иного имущества;
· валовая прибыль;
· чистая прибыль;
· налогооблагаемая прибыль;
· прибыль от прочей деятельности предприятия.
|
|
Различия понятий прибыли определяются их экономическим содержанием и положениями законодательства о налогообложении прибыли предприятия.
Прибыль от реализации товаров определяется как разность между валовым доходом от реализации товаров и издержками обращения.
При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества учитывается разница между продажной ценой и остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции. При этом понятие «остаточная стоимость» рассматривается применительно к основным фондам, нематериальных активам, а первоначальная стоимость – для прочего имущества.
В состав доходов от внереализационных операций включаются доходы, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, дивиденды по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащие предприятию, а также другие, доходы (расходы) от операций, не связанных с реализацией товаров, включая суммы, полученные в виде санкций за нарушение хозяйственных договоров.
Валовая прибыль характеризует конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия и представляет собой сумму прибыли от реализации товаров, основных фондов и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на величину расходов по этим операциям.
Валовая прибыль с наибольшей полнотой и объективностью показывает результат всех видов хозяйственной деятельности предприятия.
Вся полученная предприятием прибыль (валовая) до налогообложения может быть уменьшена (использована) на суммы доходов от долевого участия в деятельности других организаций, дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим данной организации, а также доходов по государственным ценным бумагам РФ, доходов от сдачи имущества в аренду и других видов использования имущества, отчислений в резервные и другие аналогичные фонды, суммы прибыли, по которой установлены налоговые льготы, и др.
Оставшаяся после этих корректировок валовая прибыль является объектом налогообложения и именуется налогооблагаемой прибылью.
|
|
После уплаты налога остается так называемая чистая прибыль, которая используется организацией самостоятельно на развитие производства, удовлетворение потребительских и социальных нужд, а также для материального поощрения и (в случае нарушения действующего законодательства) уплаты различных штрафов и санкций.