Изучение основных факторов определяющих уровень рентабельности
Рентабельность предприятия и деловой активности
Влияние цены.
Влияние затрат прибыли на изменение единиц продукции.
Изменение структуры или ассортимента выпускаемой продукции.
Влияние объемов.
Аналитические индексы в разностной форме.
∆П=
∆П=∆П(объема)+∆П(структуры)+∆П(z)+∆П(p)
∆П(объема)=∑
= Сколько прибыли, если бы изменился объем.
∆ П(структура)=∑ -∑ сколько предприятие получило прибыли, если бы изменился как объем, так и состав произведенной продукции.
∆П(z)=∑
∆ П(р)=∑
Абсолютная величина прибыли является одним из основных показателей отражающих финансовые результаты деятельности предприятия. Однако она не в состоянии показать полную эффективность производства, показать какой ценой достигнуты результаты. Любой показатель рассчитывается из отношения результата на затраты.
|
|
Одним из показателей эффективности является показатель рентабельности. Цели статистического анализа выделяют 3 основных вида показателей рентабельности:
1. Рентабельность продукции;
2. Рентабельность производства (фондов);
3. Рентабельность активов предприятия.
1. (РП) R=
R=
Данный показатель имеет 2 единицы измерения:
1) В рублях руб\руб
2) В %
R=, p=z+n
Достоинства: учитывается при расчете и не сравниваемая продукция.
Недостатки: учитывается только часть прибыли предприятия.
2. R=
R=
3. R=
R=
Анализ рентабельности производства:
R=
∆R=
1), ∆R(П)=
2), ∆R(ф)=
3), ∆R(o)=
В условиях рыночной экономики статистика деловой активности обеспечивает государственные органы всех уровней информационно-аналитическими материалами, на основе которых принимаются решения в области функционирования рынка, вырабатывается налоговая и ценовая политика, принимаются меры по стимулированию развития рыночных отношений.
Объектом исследования являются предприятия в разнообразных формах их существования. Статистика деловой активности использует систему показателей, включающую следующие основные блоки.
1. Показатели состояния и сбалансированности рынка (как внешнего фактора, воздействующего на развитие предприятия):
§ товарное предложение;
§ покупательский спрос;
§ емкость, насыщенность рынка;
§ структура рынка.
2. Показатели товародвижения и реализации услуг:
§ товарооборот и продажа услуг;
§ структура товарооборота;
§ среднедушевой товарооборот;
§ товарные запасы и товарооборачиваемость.
3. Показатели цен (тарифов) на товары и услуги:
|
|
§ уровень цен;
§ структура цен;
§ покупательная способность рубля и денежный доход населения.
4. Показатели инфраструктуры (материально-технической базы):
§ основные фонды, численность, состав, пропускная способность, размер, техническая оснащенность предприятий;
§ численный состав трудовых ресурсов на предприятии.
5. Показатели социально-экономического эффекта и эффективности коммерческой деятельности предприятий:
§ доходы, прибыль, рентабельность предприятий;
§ издержки обращения и производства;
§ затраты труда и их оплата;
§ удовлетворение покупательского спроса;
§ налогообложение.
Источниками информации, как правило, являются данные статистической отчетности, бухгалтерского учета, выборочных и монографических исследований. Статистика классифицирует информацию по следующим признакам:
§ участник учетной работы (информация учета товаров основных средств, денежных средств, тары);
§ фаза управления (плановая, учетная, аналитическая, прогностическая);
§ отношение к процессу управления (осведомляющая, управляющая);
§ отношение к объектам управления (внешняя и внутренняя, входящая и исходящая);
§ стадия образования (первичная и вторичная);
§ стабильность (условно постоянного норматива и условно переменного норматива);
§ полнота охвата данных (достаточная, недостаточная, избыточная);
§ степень законченности обработки (промежуточная, выходящая или результатная).
Методы статистики предприятия представлены совокупностью приемов и методов, разработанных математической статистикой, общей теорией статистики и рядом отраслевых статистик. Среди них можно выделить статистику наблюдения, сводку и группировку, относительные величины, средние величины, показатели вариации, показатели рядов динамики, индексы и т.д.
Необходимо отметить, что если индекс среднедушевого потребления продовольственных товаров относительно стабилен, то это служит доказательством отсутствия перспектив существенного роста внутри потребления, т.е. сверхприроста численности населения. В свою очередь, низкий средний удельный вес расходов на питание свидетельствует о высоком уровне жизни населения страны.
В анализе деловой (хозяйственной) активности и эффективности деятельности предприятия также применяются следующие показатели:
§ доля активной части основных средств, коэффициенты износа, выбытия и обновления основных средств;
§ обеспеченность запасов источниками их формирования;
§ общий показатель ликвидности, коэффициенты текущей ликвидности, срочной ликвидности, абсолютной ликвидности;
§ уровень исполнения предприятием своих платежных обязательств, уровень исполнения платежных обязательств перед предприятием.
В настоящее время предприятия действуют в рыночных условиях, где присутствует жесткая конкурентная борьба. Сегодня без активной позиции организации в ведении бизнеса не обойтись. Такая позиция предполагает наличие стратегической цели функционирования предприятия, которой является динамичное, эффективное и рациональное развитие предприятия, свидетельствует о возможном производственном развитии предприятия и росте положительных финансовых результатов в будущем. Об оптимальных финансовых результатах можно судить на основании роста доходности (рентабельности) собственного и заемного капитала, роста общей суммы прибыли и прибыли от разных видов деятельности, скорости оборота капитала и др.