Деловая активность предприятия

Изучение основных факторов определяющих уровень рентабельности

Рентабельность предприятия и деловой активности

Влияние цены.

Влияние затрат прибыли на изменение единиц продукции.

Изменение структуры или ассортимента выпускаемой продукции.

Влияние объемов.

Аналитические индексы в разностной форме.

∆П=

∆П=∆П(объема)+∆П(структуры)+∆П(z)+∆П(p)

∆П(объема)=∑

= Сколько прибыли, если бы изменился объем.

П(структура)=∑ -∑ сколько предприятие получило прибыли, если бы изменился как объем, так и состав произведенной продукции.

∆П(z)=∑

П(р)=∑

Абсолютная величина прибыли является одним из основных показателей отражающих финансовые результаты деятельности предприятия. Однако она не в состоянии показать полную эффективность производства, показать какой ценой достигнуты результаты. Любой показатель рассчитывается из отношения результата на затраты.

Одним из показателей эффективности является показатель рентабельности. Цели статистического анализа выделяют 3 основных вида показателей рентабельности:

1. Рентабельность продукции;

2. Рентабельность производства (фондов);

3. Рентабельность активов предприятия.

1. (РП) R=

R=

Данный показатель имеет 2 единицы измерения:

1) В рублях руб\руб

2) В %

R=, p=z+n

Достоинства: учитывается при расчете и не сравниваемая продукция.

Недостатки: учитывается только часть прибыли предприятия.

2. R=

R=

3. R=

R=

Анализ рентабельности производства:

R=

∆R=

1), ∆R(П)=

2), ∆R(ф)=

3), ∆R(o)=

В условиях рыночной экономики статистика деловой активности обеспечивает государственные органы всех уровней информационно-аналитическими материалами, на основе которых принимаются решения в области функционирования рынка, вырабатывается налоговая и ценовая политика, принимаются меры по стимулированию развития рыночных отношений.

Объектом исследования являются предприятия в разнообразных формах их существования. Статистика деловой активности использует систему показателей, включающую следующие основные блоки.

1. Показатели состояния и сбалансированности рынка (как внешнего фактора, воздействующего на развитие предприятия):

§ товарное предложение;

§ покупательский спрос;

§ емкость, насыщенность рынка;

§ структура рынка.

2. Показатели товародвижения и реализации услуг:

§ товарооборот и продажа услуг;

§ структура товарооборота;

§ среднедушевой товарооборот;

§ товарные запасы и товарооборачиваемость.

3. Показатели цен (тарифов) на товары и услуги:

§ уровень цен;

§ структура цен;

§ покупательная способность рубля и денежный доход населения.

4. Показатели инфраструктуры (материально-технической базы):

§ основные фонды, численность, состав, пропускная способность, размер, техническая оснащенность предприятий;

§ численный состав трудовых ресурсов на предприятии.

5. Показатели социально-экономического эффекта и эффективности коммерческой деятельности предприятий:

§ доходы, прибыль, рентабельность предприятий;

§ издержки обращения и производства;

§ затраты труда и их оплата;

§ удовлетворение покупательского спроса;

§ налогообложение.

Источниками информации, как правило, являются данные статистической отчетности, бухгалтерского учета, выборочных и монографических исследований. Статистика классифицирует информацию по следующим признакам:

§ участник учетной работы (информация учета товаров основных средств, денежных средств, тары);

§ фаза управления (плановая, учетная, аналитическая, прогностическая);

§ отношение к процессу управления (осведомляющая, управляющая);

§ отношение к объектам управления (внешняя и внутренняя, входящая и исходящая);

§ стадия образования (первичная и вторичная);

§ стабильность (условно постоянного норматива и условно переменного норматива);

§ полнота охвата данных (достаточная, недостаточная, избыточная);

§ степень законченности обработки (промежуточная, выходящая или результатная).

Методы статистики предприятия представлены совокупностью приемов и методов, разработанных математической статистикой, общей теорией статистики и рядом отраслевых статистик. Среди них можно выделить статистику наблюдения, сводку и группировку, относительные величины, средние величины, показатели вариации, показатели рядов динамики, индексы и т.д.

Необходимо отметить, что если индекс среднедушевого потребления продовольственных товаров относительно стабилен, то это служит доказательством отсутствия перспектив существенного роста внутри потребления, т.е. сверхприроста численности населения. В свою очередь, низкий средний удельный вес расходов на питание свидетельствует о высоком уровне жизни населения страны.

В анализе деловой (хозяйственной) активности и эффективности деятельности предприятия также применяются следующие показатели:

§ доля активной части основных средств, коэффициенты износа, выбытия и обновления основных средств;

§ обеспеченность запасов источниками их формирования;

§ общий показатель ликвидности, коэффициенты текущей ликвидности, срочной ликвидности, абсолютной ликвидности;

§ уровень исполнения предприятием своих платежных обязательств, уровень исполнения платежных обязательств перед предприятием.

В настоящее время предприятия действуют в рыночных условиях, где присутствует жесткая конкурентная борьба. Сегодня без активной позиции организации в ведении бизнеса не обойтись. Такая позиция предполагает наличие стратегической цели функционирования предприятия, которой является динамичное, эффективное и рациональное развитие предприятия, свидетельствует о возможном производственном развитии предприятия и росте положительных финансовых результатов в будущем. Об оптимальных финансовых результатах можно судить на основании роста доходности (рентабельности) собственного и заемного капитала, роста общей суммы прибыли и прибыли от разных видов деятельности, скорости оборота капитала и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: