Метод эксперимента
Метод эксперимента (от лат. eksperimentum — проба, опыт) представляет собой контролируемый и управляемый способ исследования объекта, предполагающего активное участие исследователей и их целенаправленных воздействий на него в искусственно созданных моделированных (мысленно или близких к действительности) или реальных условиях. Часто он предполагает использование ряда других методов исследования, в том числе методов наблюдения, измерения и сравнения.
В целом этот метод основывается на непосредственном измерении показателей или на обнаружении и подсчете (регистрации) числа различных событий, объектов, явлений с помощью всевозможных технических измерительных средств и контрольных приборов. В повышении объективности определяемых им значений большую роль играет метрологическое обеспечение.
Эксперимент обычно проводится с целью проверки каких-либо теорий, гипотез, предположений и т.п., имеющих принципиальное и существенное значение для теории и практики управления. Как метод он возник в естествознании.
Эксперименты могут проводиться при проведении как фундаментальных исследований (в основном, для получения качествен-HbR характеристик), так и прикладных (для получения, как прави-Ло> количественной определенности свойств изучаемого объекта).
В зависимости от условий проведения различают эксперимент:
• моделированный мысленно (основанный на теоретических аНиях и представляющий собой систему мысленных, как прави' Реально невоспроизводимых в принципе или в данный период Р«Мени процедур и операций над реальным объектом исследова ад> по существу это метод использования теоретической модели реального эксперимента, ситуации и т.п. без осуществления материального экспериментирования) и реально (основанный на воспроизводимых процедурах и операциях моделированного объекта исследования);
• натурный, т.е. прямой (осуществляемый в реальных условиях над объектом исследования, что часто связано с внедрением новых форм организации, реструктуризации и рационализации управления; в этом виде эксперимента как исследователи, так и весь персонал задействованы в исследовательских работах; при данном виде эксперимента значимое влияние на организаторов исследования должны оказывать моральные и правовые аспекты последствий экспериментирования).
По своей основной цели все эксперименты можно подразделить следующим образом:
• поисковые, предназначенные для уточнения предположений, догадок и т.п. на основе сбора эмпирической информации;
• проверочные, осуществляемые для эмпирической проверки гипотезы или теории.
При постановке эксперимента следует тщательно продумывать не только выбор и применение тех или иных технических средств, но и, главное, план его проведения, возможные результаты и последствия. Однако очевидно, что единых подхода и схемы для всех возможных случаев при проведении такой работы быть не может. В связи с этим возникло самостоятельное научное направление - теория планирования эксперимента, что в большей части относится к экспериментальным исследованиям, требующим использования статистических методов.
По отношению к теории планирования эксперимент может быть:
• факторный;
• регрессионный, экстремальный (от слова «экстремум»):
• дискриминирующий (направленный на описание изучаемого явления с помощью какой-либо функции, используя для этого, например, наборы различных видов функций и выбирая ту или инУ° близкую к истинной зависимости альтернативными способами);
• имитационный.
Преимущества экспериментального изучения объекта по сРа нению с наблюдением следующие:
• эксперимент, проводимый в условиях приближенных к Р альным, позволяет объективно в достаточно «чистом» виде иссЛ^Д вать связи и свойства изучаемого объекта;
• в процессе проведения эксперимента можно исключать побочные факторы, затрудняющие понимание основного процесса функционирования исследуемого объекта;
• эксперимент можно, как правило, повторять необходимое число раз.
В общем случае проведение эксперимента включает:
1) разработку программы и плана эксперимента;
2) подготовку проведения эксперимента;
3) проектирование моделей, установок, мероприятий по безопасности и снижению рисков, систем фиксации, сбора, накопления и обработки информационных данных;
4) выполнение экспериментальных работ;
5) анализ результатов эксперимента;
6) обобщение, оценку и разработку рекомендаций по использованию результатов эксперимента.
СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА
• проверка правильности теоретических положений;
• поиск, обнаружение и получение новых знаний об исследуемом объекте и его свойствах;
• демонстрация новых знаний и свойств изучаемого объекта.
Применительно к СУ, где основным элементом является человек, проведение эксперимента должно быть открытым, этичным, безопасным, ограниченным по масштабам и относительно осторожным, чтобы не нанести вреда каждому работнику в частности и персоналу в целом. Распространение результатов эксперимента ^Же Должно быть сбалансированным.
При проведении исследований эксперимент и теория очень тесно и неразрывно взаимосвязаны. Теоретические положения, не подтвержденные экспериментом, часто оказываются ошибочными со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Широкое проведение экспериментальных исследований — наиболее важный путь развития современной теории и практики управления.