ОНО
Я
ОНО
Я
На оральной стадии фиксации либидо у человека, по Фрейду, формируются такие черты личности как: жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым.
Уже на этой стадии люди делятся на оптимистов и пессимистов.
Анальная стадия (1-3 года) - либидо концентрируется вокруг ануса. Полностью образована инстанция «Я», и теперь она способна контролировать импульсы «ОНО».
Социальное принуждение, наказания родителей, страх их потерять заставляют ребенка мысленно представлять себе, интериоризировать некоторые запреты. Таким образом, начинает формироваться «Сверх-Я», как часть его «Я».
Сверх-Я
Особенности характера, формирующиеся на анальной стадии: аккуратность, опрятность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность, накопительство, экономность, склонность к коллекционированию.
Фаллическая стадия (3-5 лет) - ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. Аутоэротичность перерастает в объектную. Объектами детского либидо становятся родители (комплекс Эдипа и Электры).
Посредством вытеснения этих комплексов под страхом кастрации (у мальчиков) полностью формируется инстанция «Сверх-Я».
К концу фаллической стадии все три психические инстанции уже сформированы и находятся в постоянном конфликте друг с другом.
Инстанция «Я» является
«ОНО» главной и борется на «Сверх-Я»
два фронта
Состояние тревоги
Механизмы защиты: вытеснение и сублимация.
Таким образом, по мнению фрейда, до 5 лет формируются главные структуры личности.
Черты личности, формирующиеся на фаллической стадии: самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, мужская агрессивность.
Латентная стадия (5-12 лет) - снижение полового интереса. «Я» полностью контролирует потребности «ОНО». Энергия «либидо» переносится на освоение общечеловеческого опыта, установление дружеских отношений.
Генитальная стадия (12-18 лет) - возвышение детских сексуальных влечений - стремление к сексуальному общению. Трудности в осуществлении такого общения приводят к фиксации или к регрессу к какой-либо из стадий. «Я» должно бороться с агрессивными импульсами «ОНО».
Механизмы защиты: аскетизм и интеллектуализация.
Типы характера, формирующиеся на этой стадии:
- психологическая гомосексуальность - тесные социальные связи среди лиц своего пола;
- нарциссизм - внешние объекты удовольствия отступают на задний план, а главное место занимают самоудовлетворенность и самодовольство.
Анна Фрейд - считала, что решающим для социализации ребенка является развитие от принципа удовольствия к принципу реальности.
Это развитие происходит через становление защитных механизмов - как важной и необходимой составной части развития «Я».
Почти все нормальные элементы детской жизни, особенно такие, как жадность, корысть, ревность - толкают ребенка в направлении десоциальности. Социализация - это защита от них.
Формирование эффективного «Сверх-Я» означает для ребенка решающий прогресс в социализации.
Однако, эта внутренняя инстанция еще очень слаба и нуждается в опоре со стороны авторитетного лица и может легко разрушиться из-за сильных переживаний и разочарования в нем.
Подражание, идентификация, интроекция - необходимые предварительные условия для последующего вступления в социальное сообщество взрослых.
Однажды, на вопрос о том, что нормальный человек должен уметь делать хорошо, З.Фрейд ответил «Любить и трудиться».
В процессе жизни человек вступает в отношения с миром:
1. посредством овладения вещами и их ассимиляции;
2. посредством отношений с людьми (и с самим собой) - процесс социализации.
Ориентации, посредством которых индивид вступает в отношения с миром, определяют суть его характера.
Характер можно определить как форму, служащую проводником человеческой энергии в процессе ассимиляции и социализации.
Тот факт, что большинство членов некоего социального класса или культуры обладают сходством значимых элементов характера позволяет говорить о “ социальном характере ”, представляющем суть склада характера, общую для большинства членов данной культуры.
В социальный характер входит лишь та совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни.
(сравнить менталитет)
Субъективная функция состоит в том, чтобы направлять действия индивида в соответствии с его практическими нуждами и давать ему психологическое удовлетворение от его деятельности.
Социальная функция: стимулирует индивида развивать в себе те черты характера, которые побуждают его хотеть действовать именно так, как ему приходится действовать в соответствии с потребностями общества.
Если социальный характер, приспособлен к объективным задачам, которые индивид должен выполнять в этом обществе, то психологическая энергия людей превращается в производительную силу, необходимую для функционирования этого общества.
Социальный характер интериоризирует внешнюю необходимость и тем самым мобилизует человеческую энергию на выполнение задач данной социально - экономической системы.
(Например: воспитание коллективизма в эпоху коммунистического режима).
Изменения, происходящие в обществе, приводят к изменению социального характера, через изменение прежних черт успешной личности и приобретение новых, более соответствующих потребностям общества.
Например, прежние желательные для общества черты характера: коллективизм, доверчивость, беспечность сменились на индивидуализм, активность. недоверчивость, агрессивность.
Социальный характер формируется образом жизни. (Анекдоты отражают соц. характер и национальный характер).