Что является объектами изучения в двух ведущих научных направлениях?

Всеобщий характер законов природы

ЛОГИКА ПОЗНАНИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК

Все, что окружает человека, есть материя в самых разных формах ее проявления. Вся совокупность проявлений материи образует единую систему – Вселенную. Потребовались тысячелетия, чтобы человек смог научно осмыслить свое бытие в глобальном масштабе. Это привело на современном этапе развития научного знания к представлению о глобальном единстве материального мира.

В больших масштабах структуру Вселенной можно представить как некое собрание галактик, а ее микроструктуру – как совокупность атомов. В недрах строения вещества Вселенная представляет собой набор квантовых полей. Звезды очень похожи на Солнце. «Земной» атом совершенно неотличим от атома вблизи пределов наблюдаемой части Вселенной. Физические процессы, происходящие в отдаленных друг от друга областях космоса, идентичны. Взаимодействия и законы, их описывающие, оказываются универсальными. Ближний космос, включающий нашу Галактику, является типичным образцом Вселенной в целом. Это утверждение называется космологическим принципом. Различные элементы материального мира образуют единую систему, и процессы, протекающие в ней, описываются едиными фундаментальными законами.

Если Вселенная – единое целое, то она и развивается, эволюционирует как целое. На определенном этапе в ней появляются структуры, способные познавать саму Вселенную. Таким инструментом самопознания (вполне вероятно, что не уникальным, а одним из возможных) является человек. И все, что доступно нашему наблюдению, в том числе и развитие общества, и мы сами – всего лишь составные части Вселенной, этапы ее эволюции. На каждом этапе развития основные закономерности поведения любых подсистем имеют связь со всей системой – Вселенной, с ее общей эволюцией. Мир един, в нем «все связано со всем», нет каких-то изолированных подсистем, в которых течет своя, автономная «жизнь». Законы материального мира обладают единством на фундаментальном уровне. Поэтому, изучая какое-либо одно явление, получают, часто не подозревая об этом, косвенные знания о целом ряде других. В процессе развития науки постоянно обнаруживаются все более новые взаимосвязи, казалось бы, независимых явлений. Всеобщность взаимосвязей в мире подмечали, помимо ученых, и люди искусства.

Фундаментальное единство материального мира явилось основой общности научного знания, накапливаемого человечеством на ранних этапах становления науки. Постепенное познание многообразия мира служило истоком образования первоначально единой культуры. В течение многих веков, углубляясь в изучение окружающей природы и самого себя, человек выстроил разветвленную систему достоверных и обобщенных знаний об окружающем миренауку. Эта система включает в себя две большие подсистемы: 1) естественные науки (естествознание); 2) гуманитарные и социальные науки.

На ранних этапах существования наук гуманитарные и естественнонаучные отрасли знания развивались совместно. Это было возможно, поскольку знания были скудными и поверхностными, представления об окружающем мире имели умозрительный характер; носителями всей совокупности знаний были одни и те же люди. Затем неизбежная специализация интеллектуального труда разделила эти два направления и проявилась в дальнейшем дроблении (дифференциации) наук.

Объектами изучения в естественных науках стали все формы неживой природы и простейшие формы живой природы.

Объектами изучения в гуманитарных и социальных науках явились наиболее сложные формы живой природы так или иначе связанные с человеком, – человеческое сознание, творчество, общественные явления, а также идеальные системы, созданные человеком (например, языки, право, религии).

В результате автономного существования естественные и гуманитарные науки выработали независимые методы, достигли значительно различающихся уровней развития. В связи с этим стали говорить о формировании двух различных культур: естественнонаучной и гуманитарной.

Естественнонаучная культура – это совокупный результат развития естествознания: это фактические знания и теории (которые постоянно расширяются и совершенствуются), это высокие технологии (результат целенаправленного применения достижений естествознания); это вся методология естествознания и особый стиль мышления, выработанный в ходе его развития; это, наконец, определенные моральные ценности, сложившиеся в среде ученых-естественников (стремление к объективности, независимость, отстраненность от конъюнктурных соображений и т.д.). Аналогично можно наполнить конкретным содержанием и понятие «гуманитарная культура», не забывая при этом, что искусство наряду с наукой также является формой отображения и познания человеком самого себя. Существенной спецификой гуманитарной культуры является разновариантность представлений, оценок и позиций, обусловленных разнообразием интересов и другими субъективными факторами.

Между этими двумя слоями культуры накопились противоречия, связанные с различием в традициях, целях и методах естествознания и гуманитарного знания, с несовпадением оценок тех или иных достижений научно-технического прогресса возможных тенденций развития общества и др. Такие противоречия составляют сущность так называемой проблемы двух культур. Этой проблемы не было и не могло быть на этапе первоначального развития наук.

Итак, можно констатировать существование на современном этапе развития общества двух отдельных культур: естественнонаучной и гуманитарной. Преимущественными носителями этих двух культур являются разные общественные группы: научно-техническая и гуманитарная интеллигенция соответственно.

Пути решения проблемы двух культур. Процесс дифференциации знаний, разделения наук – это естественный путь развития целостной культуры, диктуемый логикой ее развития, необходимостью глубокой профессионализации в каждой области знания. Однако на современном этапе эволюции общества во все возрастающей степени начинает проявляться неплодотворность существующего разделения культур. Сложные современные проблемы человеческой цивилизации требуют комплексного, многостороннего подхода, совместной работы специалистов-естественников и гуманитариев. Но совместная работа и просто взаимопонимание оказываются невозможными – слишком различны типы мышления, выработанные методы и традиции. Тем не менее, многие крупные мыслители давно угадывали тенденцию к сближению и сотрудничеству двух культур, видели дополнительность научного метода по отношению к гуманитарному знанию и искусству. Эта дополнительность хорошо подмечена замечательным русским поэтом В. Брюсовым: «Метод науки... – анализ; метод искусства – синтез. Наука идет путем сравнений, сопоставлений, соотношений, пытается разложить явления мира на их составляющие элементы. Искусство путем аналогий жаждет связать элементы мира в некоторое целое. Наука, следовательно, дает те элементы, из которых творит художник, и искусство начинается там, где наука останавливается». На отмеченной дополнительности базируется все более возрастающее взаимопроникновение различных направлений научного знания, взаимодействия двух культур. Взаимодействие, взаимопроникновение и, наконец, интеграция (иногда употребляют термин «конвергенция» от латинского convergere – приближаться) естествознания и гуманитарного знания носит исключительно позитивный характер. Конвергенция проявляется как взаимодополнение инструментария двух областей знания, проникновение естественнонаучных методов в гуманитарную область и проникновение целостного мировидения в естественнонаучную сферу.

Все заметнее объективизация конкретных гуманитарных исследований, использование инструментария естественных наук для получения информации, имеющей ценность в гуманитарном знании, его математизация, использование некоторых аналогий природных и социальных явлений при построении общих математических моделей. В частности, применение количественных методов сегодня не редкость не только в традиционно использующих их экономике или социологии, но и в лингвистике, филологии, искусствоведении. Характерным становится использование инструментальных методов и методологических приемов естествознания в некоторых областях истории (физические, химические, биологические и геологические методы датирования и идентификации археологических объектов и др.). Так, один из известных российских математиков академик А.Т. Фоменко с группой своих коллег предпринимает успешные попытки разработать и внедрить в историческую науку новые подходы, основанные на методах математической статистики и использовании компьютерной техники. Эти работы могут привести к уточнению или даже серьезной ревизии исторической хронологии. В юридическую практику все более внедряются технические методы и устройства, основанные на последних достижениях науки. Делаются попытки использования естественнонаучной методики построения теорий для описания социальных явлений. Примером этого может служить предложенная в 1996 г. известным российским физиком С.П. Капицей феноменологическая теория народонаселения. Другим примером является экономическая по содержанию, но базирующаяся на методах статистической физики теория корпоративного роста, разработанная недавно международным коллективом специалистов, – физиков и экономистов. Вообще же для современной науки все более характерным становится так называемый проблемный подход, заключающийся в том, что для решения конкретных и важных вопросов науки объединяют усилия ученых разных специальностей, создавая смешанные научные коллективы. С другой стороны, можно привести примеры использования в естествознании приемов типично «гуманитарных». Например, определенную методологическую роль играет эстетическая оценка естественнонаучных теорий. «Красота» теоретических моделей, по мнению таких известных физиков, как П. Дирак, В. Гейзенберг и др., является своеобразным симптомом адекватности этих моделей реальности. Существенен и личностный аспект взаимодействия двух культур, проявлением которого становится активное участие видных ученых-естественников в решении крупных общечеловеческих проблем или проблем методологии социальных наук (А. Эйнштейн, В.И. Вернадский, А.Д. Сахаров,
И.Р. Пригожий, Н.Н. Моисеев и др.). Таким образом, наблюдается тенденция к сближению, конвергенции двух культур, объективной основой которой служит единство всего материального мира и необходимость решения междисциплинарных, комплексных проблем современной науки, а также глобальных проблем человеческой цивилизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: