Что дают современные мировоззренческие знания для понимания природы здоровья?

Валеология как научно-практическая дисциплина имеет свой специфический предмет, не сводимый к предыдущему знанию физиологии, биологии и медицины. Она рассматривает человека с учетом нового научно-философского знания, как космопланетарный феномен на всех уровнях его бытия, как освоенных рационально-научно, так и трансцендентальных, и с учетом научно-философского понимания здоровья, т.е. не сводимого к телесно-социальному.

Такое расширение поля предметной деятельности требует расширения методологических возможностей новой научной дисциплины, что может быть обеспечено соединением в процессе духовного освоения действительности естественнонаучной и специфически философской методологии познания, включающей, наряду с рационально-логическим познанием, интуитивно-образные способы освоения действительности, что было предвосхищено Вл. Соловьевым: «... осуществление этого универсального синтеза науки, философии и религии... должно быть высшей целью и последним результатом умственного развития». В результате применения новой методологии на новом поле предметной деятельности, естественно, будет получен комплекс специфически новых теорий, концепций, системных подходов к решению проблемы здоровья, а также ряд новых законов и закономерностей существования и развития предмета, открытых именно валеологией как новой наукой о здоровье. Это, в свою очередь, потребует и даст основание для формирования соответствующего специфического понятийно-категориального аппарата, в основе которого – рассмотрение здоровья как философской категории, позитивная направленность понятий, терминов и др.

И наконец то, без чего не может быть новой научно-практической дисциплины – это качественно новая практика как критерий истины, не сводимая к уже имеющимся лечебным и диагностическим процедурам. Суть ее прежде всего должна состоять не в лечении как таковом, а в обучении человека быть здоровым, что включает повышение уровня грамотности в вопросах физиологии, биологии и др. наук о человеке, в том числе и в области медицинского знания, в формировании современного мировоззрения, принципов здорового образа жизни и активной смысложизненной позиции на основе нового научно-философского знания, а также развитие новых возможностей человека, включая интуитивные способности реальной действительности и коррекции своего состояния. И только после этого – процедуры, диеты и т.д., применяемые на основе единства рационально-логического и интуитивного осмысления каждой конкретной ситуации, причем, что уже очевидно, в обязательном их соответствии с отечественными традициями.

Из приведенного очевидно, что специфической сущностью валеологической практики, не сводимой к известным медико-биологическим и физиологическим способам оздоровления является то, что здесь в обязательном порядке любым терапевтическим процедурам, любым действиям предшествует образовательно-воспитательный блок – формирование адекватного мировоззрения и принципов здорового образа жизни и, на основе этого, развитие новых адаптивных возможностей, выявление резервных потенций организма с целью коррекции имеющихся патологий. При этом выбор и использование процедур совершается самим человеком на основе единства рационального и внерационального осмысления проблемы. Обучающий специалист присутствует уже как помощник, и не более. Пациент с этого момента сам берет свою судьбу в собственные руки, становится личностью свободной, способной вполне самостоятельно решать все возникающие у него проблемы здоровья и благополучия и даже учить этому других. Таким образом, процесс восстановления здоровья конкретного человека дополняется образовательным блоком, а деятельность по оздоровлению народа страны должна быть основана на массовом валеологическом и экологическом всеобуче. Не лечить, а учить быть человеком – лозунг валеологии.

Валеология являет собой социокультурный феномен, ибо она вскрыла причины нездоровья нации и показывает пути выхода из критической ситуации, сложившейся в нашей стране в настоящее время. Достаточно привести только один факт: по продолжительности жизни российские мужчины занимают 135-е место в мире, а женщины – 100-е. Это уровень аутсайдеров, слаборазвитых и вечно голодных африканских стран. В числе причин такой вопиющей статистики можно назвать следующие:

1. Современная медицина в целом продолжает опираться на прежнюю научно-философскую парадигму, рассматривающую Мир и человека только лишь на телесном уровне, и не признает результатов излечения заболеваний методами, выходящими за ее пределы. Высшая медицинская школа продолжает готовить специалистов по патологии и практически не готовит специалистов по здоровью.

2. Лучшие умы человечества всегда понимали зависимость здоровья от образа жизни, культуры и поведения человека. Виднейший немецкий философ, друг И.В. Гете и Ф. Шиллера, Вильгельм Гумбольдт, живший в XIX в., утверждал, что со временем болезни будут расцениваться как признак бескультурья, отсталости и поэтому болеть будет считаться позорным. Необходимо побуждать людей к сохранению и укреплению здоровья, пропагандировать и поддерживать валеокультуру среди всех слоев населения, культивировать своего рода «моду» на здоровье, другими словами, назрела острая необходимость в создании национальной программы, которая планируется и обеспечивается государством, чего пока нет.

3. Поскольку медицина в течение долгих лет жестко отрицала самолечение, у большинства людей (почти на генетическом уровне) отсутствует интерес, желание и воля взять ответственность за личное здоровье на себя.

4. Здоровье и благополучие человека в огромной мере обусловлены глобальными как космическими, так и экологическими факторами. Оно жестко зависит от экологических и политических обстоятельств.

5. Современная психология пришла к заключению, что любая болезнь может быть рассмотрена, в частности, как психологическая защита, бегство человека от травмирующей ситуации. Болезнь, таким образом, как бы подсознательно желательна, и избавлять от нее человека, даже если это возможно, нельзя без предварительной мировоззренческой и психологической корректировки сознания, ибо оставшаяся причина вызовет новую, еще более тяжелую болезнь.

Наиболее правильная позиция по отношению к медико-биологической отрасли знания должна быть более констатирующая, чем критическая. Она обретет свое место и предназначение в современной мировой культуре и в здравообеспечении. И, наконец, как не следует бездумно надеяться на медицину, так же не следует и предъявлять к ней абсолютных претензий еще и потому, что она, как отрасль создания собственного «товара» в виде лечебных услуг, ориентирована на спрос и находится немного впереди массового спроса населения на услуги в своей области – в области здравоохранения.

Где искать выход? А выход состоит в том, чтобы согласиться, что мир исчерпывающе необъясним только рационально-логически («так и только так»). Мир и человек в нем рациональны и внерациональны. И современное естествознание дает возможность выйти на новую ступень, грамотно и гармонично сочетая в единстве рациональный и внерациональные методы познания и преображения мира и человека.

Один из наиболее глубоких современных ученых нашего Отечества академик Никита Моисеев – несомненный рационалист. Он математик и гидродинамик, эколог и климатолог, человек, преуспевший в точных науках, ученый-естественник. Вместе с тем он раскованно мыслящий философ. В размышлениях о необходимых чертах цивилизации будущего Моисеев подчеркивает, что мировоззрение никогда не может быть сведено к чисто научным, рационалистическим миропредставлениям. Разум не всесилен, ему доступно то, что «доступно». Абсолютизация возможностей разума крайне опасна, как и всякая переоценка своих достаточно скромных сил.

Ученый обращает внимание на наличие не только рациональной, но и иррациональной границ человеческой сущности. К этому его мнению, к позиции автора книги «Современный рационализм» нельзя не прислушаться, особенно при рассмотрении позиции здоровья.

Процесс кардинальных изменений в представлениях науки и философии о мире и человеке демонстрируют также публикации нового научного журнала «Сознание и физическая реальность» (т. 1. 1996. № 1–2). В одной из публикаций говорится о том, что «для того чтобы лучше разобраться в особенностях работы феноменов сознания... используется понятие информационно-энергетического пространства Вселенной. Оно относится к новому научному направлению «Биоэнергоинформатика», в концепции которого содержится представление о Вселенной как о живой системе, более того, как о цельном соразмерном организме.

В мировоззрении биоэнергоинформатики как бы вновь возвращается эзотерический платоно-пифагорский взгляд на Живой Космос. Биоэнергоинформатика в то же время не противоречит астрофизическим концепциям конца XX в., таким как инфляционная теория эволюции Вселенной и антропный принцип в физике... Следствием такого подхода в биоэнергоинформатике становится также признание человека не наблюдателем, а естественной частью космоса, воспринимающей его цельную жизнь не только рационально, но и чувственно – через Дух и Душу». И в свете этого нового мировоззрения кардинальным образом изменяются представления не только о человеке, его месте в Мироздании и его эволюционном предназначении, но и о социуме и всей планете. Вся планета может быть теперь представлена как бы единым Разумным Целостным Организмом, в котором все ее составляющие – биосфера, человечество и т.д. сосуществуют в гармоничной взаимосвязи и взаимозависимости. Становится очевидным, что здоровье личности, семьи, государства, планеты – неразделимы. Разумеется, «как бы» без прямой редукции человека к органическим явлениям. А «жаворонком» новых тенденций явилась, в частности, валеология, прежде всего как философская и научная система, как реальная практика укрепления здоровья человека с самого детства и на всем жизненном пути.

Переход от чисто редукционных, ньютоно-картезианских (механистических) представлений о Мироздании и рафинированного рационально-логического познания к холистическим (целостным) представлениям и к единству рационально-логического и внерационального в познании – суть происходящих сдвигов в современном познавательном процессе.

Человечество только тогда может надеяться на успехи в решении своих насущных проблем и выйдет на новый уровень своего развития, когда философия как глубокое осмысление действительности, предшествующее и сопровождающее каждую мысль и каждое действие человека, в том числе и решение проблемы здоровья, станет повсеместно распространенной.

Мы – земляне. Мы все, живущие на Земле, – земляне, и поэтому нам надо жить в мире и радостном взаимопонимании друг с другом. И только это может быть основой здоровья и личного, и общества, и планеты.

ЛЕКЦИЯ 11


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: