Информационные технологии экспертных систем

ТЕМА 9. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ. ЭКСПЕРТНЫЕ СИСТЕМЫ, ИХ ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ, ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ, ОСОБЕННОСТИ. БАЗЫ ЗНАНИЙ. МОДЕЛИ ЗНАНИЙ.

1) Информационные технологии экспертных систем

2) Основные компоненты экспертных систем

3) Модели знаний

4) Экспертная система «ДА» фирмы «Контекст»

Экспертные системы (ЭС), основаны на использовании искусственного ин­теллекта. Экспертные системы дают возможность менеджеру или специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания.

Назначение экспертных систем заключается в решении достаточно трудных для экспертов задач на основе накапливаемой базы знаний, отражающей опыт работы экспертов в рассматриваемой проблемной области.

Под искусственным интеллектом понимают способности ком­пьютерных систем к таким действиям, которые назывались бы интеллектуальными, если бы исходили от человека. Обычно имеются в виду способности, связанные с челове­ческим мышлением. Работы в области искусственного интеллекта включают в себя создание роботов, систем, моделирующих нервную систему человека, его слух, зрение, обоняние, способность к обу­чению.

Главная идея ис­пользования технологии экспертных систем заключается в том, чтобы получить от эксперта его знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость. ЭС представляют собой компьютерные программы, трансформи­рующие опыт экспертов в какой-либо области знаний в форму эвристических правил (эвристик). Тех­нология ЭС принимается в качестве советующих систем.

Сходство ИТ, используемых в экспертных системах и сис­темах поддержки принятия решений, состоит в том, что обе они обеспечивают высокий уровень поддержки принятия решений. Однако имеются три существенных различия:

1) связано с тем, что решение проблемы в рамках систем поддержки принятия решений отражает уровень ее понимания пользователем и его возможности получить и осмыслить решение. Технология экспертных систем, наоборот, предлагает пользователю принять ре­шение, превосходящее его возможности;

2) выражается в способности ЭС пояснять свои рассуждения в процессе получения реше­ния. Часто эти пояснения оказываются более важными для пользователя, чем само решение;

3) связано с использованием нового компонента информационной технологии — знаний.

Достоинство применения ЭС заключается в возможности принятия решений в уникальных ситуациях, для которых алгоритм заранее не известен и формируется по исходным данным в виде цепочки рассуждений из базы знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: