Использование наглядных учебных методических комплектов на уроке

Все наглядные пособия должны иметь точное учебно-воспитательное назначение. Неправильное пользование наглядными пособиями может привести к отрицательным результатам. Поэтому к их показу следует тщательно готовиться: уточнить задачи и содержание наблюдения, заблаговременно подобрать пособия к теме, продумать их экспозицию и время показа на уроке. Все наглядные пособия, которые вывешены на доске, должны работать на уроке.

Методы наглядного обучения используются на уроке во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

2.1.Методы наглядного обучения и соответствующие им виды наглядных пособий:

-Метод иллюстраций (плакаты, таблицы, картины, зарисовки на доске и т.д.)

-Метод демонстраций (демонстрация предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства, дизайна, кинофильмов, слайдов, видеофильмов, CD, компакт-дисков и т.д.)

-Метод наблюдений (в ходе экскурсий, пленэра, рис. с натуры и т.д.)

В зависимости от формы обучения и вида изобразительной деятельности используются и наглядные пособия.

2.2.Беседы на уроках изобразительного искусства, как правило, сопровождаются демонстрацией разнообразных наглядных материалов (репродукции, открытки, иллюстрации и др.), комплекты и наборы которых должны быть систематизированы по годам обучения, тематике, творчеству выдающихся художников.

Основные принципы отбора произведений изобразительного искусства:

-художественно-эстетическая ценность и качество изображения,

-соответствие программе предмета «Изобразительное искусство»,

-единство эстетического восприятия и художественной практики школьников.

Наиболее важным является подбор примеров рассмотрения основных правил, приемов и средств композиции, особенности колористического решения картины.

Особая роль отводится показу видеофильмов и кинофильмов. Учебное кино способно оказывать неоценимую услугу в обучении рисунку. С помощью кино можно продемонстрировать методическую последовательность выполнения рисунка, приемы работы карандашом, акварельными красками и т. п., показать технику наложения штриха. Средствами кино можно ярко раскрыть методику отдельных процессов построения рисунка. В кабинете должна быть кино-видеотека. Методика показа фильмов разнообразна: фрагменты, продолжительные просмотры. Эмоциональное воздействие видеообразов на развитие художественного творчества учащихся очень велико.

2.3.На уроках декоративного рисования в качестве наглядного материала могут с успехом быть использованы: фотографии музейных экспонатов, иллюстрации, таблицы, предметы народного творчества (резьба по дереву, вышивка, кружева, народные игрушки, роспись — хохломская, городецкая, жостовская) и т. п.

2.4.Рисование с натуры уже само по себе является методом наглядного обучения. Процесс рисования с натуры начинается с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета, с живого эмоционального наблюдения. Необходимо, чтобы сама натурная постановка привлекала внимание рисующего к главному. Она должна быть не только красивой, но и помогать раскрывать основные законы реалистического рисунка и живописи, характерные особенности строения формы. Это активизирует внимание ученика, помогает ему самостоятельно прийти к выводам.

В развитии творческого воображения существует определенная закономерность: чем больше запас зрительных представлений, полученных в процессе наблюдения за действительностью, рисования с натуры и по памяти, тем активнее возникают в сознании разнообразные ассоциации и связи.

Особенно активно должна применяться наглядность при знакомстве детей с основными положениями наблюдательной (наглядной) перспективы. Учителю надо раскрыть понятие горизонта. Линия горизонта в рисунке — это определение уровня глаз рисующего по отношению к натуре. Иначе говоря, линия горизонта в рисунке показывает, на каком уровне находились глаза художника, когда он рисовал с натуры. Это можно продемонстрировать детям на примере. Пусть они посмотрят в окно, затем привстанут, присядут — и увидят, как вместе с ними опускается и поднимается вид за окном по отношению к оконной раме.

Также надо показать детям явления перспективы на примере изменения положения в пространстве квадрата и круга, затем перейти к примерам из окружающей действительности: закрытая и полуоткрытая дверь, то же с рамой окна. Когда дети увидят явления перспективы в реальной действительности, им можно показать плакат или рисунок с изображением, например, вида на железнодорожные пути или пейзажа, где будут видны и явления воздушной перспективы. После этого знакомим детей с основными законами перспективы, которые нужно соблюдать при рисовании с натуры: Главное внимание при обучении рисованию с натуры обращается на верное изображение натуры, на правильную передачу перспективных явлений, особенностей светотени, конструкции предмета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: