Лекция 2. Словосочетание как единица синтаксиса

Величины СЗЗ.

Класс ХОО Размер СЗЗ
  1 км
  0,5 км
  0,3 км
  100 м
  50 м

Администрация ХОО должна обеспечить безопасность населения в районе размещения, а при необходимости провести дополнительные мероприятия:

ü Оповещение населения;

ü Обеспечение средствами защиты;

ü Эвакуация населения у жилых районов.

ХОО экономики и территория, относится к 1-ой степени опасности, если в эту территорию попадает более 75 тыс.человек.

2-ая степень – более 40 тыс.человек, но менее 75 тыс. чел.

3-я степень – менее 40 тыс. человек.

4-ая степень – для ХОО, территория которых не выходит за пределы СЗЗ.

План.

1. Понятие о словосочетании.

2. Отличие словосочетания от слова и предложения.

3. Словосочетание и другие сочетания слов.

Вопрос о словосочетании как единице синтаксиса является дискуссионным. Суть проблемы можно свести к следующим положениям: существует ли словосочетание вне предложения, или оно является составным элементом предложения, вычленяясь из него наряду с другими сочетаниями слов (то есть проблема в том, насколько словосочетание является самостоятельной языковой единицей). Существует две точки зрения: (1) словосочетание – это основная единица синтаксиса, а предложение – лишь разновидность словосочетания. (2) эта точка зрения является господствующей. Словосочетание и предложение – качественно различные единицы синтаксиса. Предложение – это коммуникативная единица, а словосочетание – некоммуникативная единица синтаксиса, только в составе предложения оно входит в систему коммуникативных средств языка.

Чтобы понять специфику словосочетания и дать ему определение, необходимо сопоставить его со словом и предложением.

а) Как и слово, словосочетание выполняет номинативную функцию, то есть называет предметы, их признаки и действия. Только в отличие от слов словосочетание дает развернутую характеристику явлений действительности (реалий). Сравните:

Плавать Плавать хорошо (конкретизирует действие)
Яблоко Красное яблоко, вкусное яблоко (конкретизирует предмет, содержит его характеристику).
Красный Красный от мороза (указывает на причину появления признака).

Итак, словосочетание называет расчлененное понятие, лишь в некоторых случаях слова бывают конкретнее, чем словосочетания. Например: февраль и зимний месяц. В таких случаях словосочетание представляет собой описательный оборот: основной закон/ конституция; ноябрь/ месяц первых морозов.

Номинативная функция более ярко проявляется в субстантивных словосочетаниях: лист формата А4, печатная машинка, автомат Калашникова, обходной лист, больничный лист, частный предприниматель. Часто такие словосочетания становятся терминологическими оборотами.

б) Как и слово, словосочетание обладает системой форм, имеет начальную форму, которая устанавливается по начальной форме главного словосочетания (для имени существительного это форма именительного падежа единственного числа, для глагола это инфинитив). Любить шоколад, сильный ветер – словосочетания стоят в начальной форме.

в) Как и предложение, словосочетание образуется из знаменательных слов на основе подчинительной связи. Но в отличие от предложения оно лишено категории предикативности, то есть не имеет модально-временного плана. Сравните:

Дерево росло. Высокое дерево
Событие реально, происходило в прошлом. В данном случае обозначается не событие, а называется понятие. Неизвестно, к какому временному плану оно отнесено.

г) В отличие от предложения словосочетание не обладает интонационной законченностью и оформленностью. Сравните:

украшать елку Украшать елку!
Расчлененное понятие, называющее действие и его объект. Перед нами предложение, которое содержит приказ, требование. Это высказывание, которое имеет интонационную оформленность.

Эти примеры показывают, что нет четкой границы между предикативным сочетанием и словосочетанием и что словосочетание легко трансформировать в предложение, придав ему интонационную оформленность и модально-временной план.

Таким образом, под словосочетанием понимается непредикативная синтаксическая единица, образованная из двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи.

Подчинительная связь предполагает наличие главного и зависимого компонентов. Так, в словосочетании читать отрывки северных поэм главный компонент – глагол, остальные компоненты непосредственно или опосредованно зависят от него. Напомню, что зависимость одного компонента от другого устанавливается по вопросу.

Словосочетание имеет грамматическую форму и грамматическое значение. Исходной формой словосочетания является начальная форма его главного компонента. Парадигма изменения словосочетания также определяется словоизменительной парадигмой главного слова: дом у дороги, дома у дороги, дому у дороги, домом у дороги, о доме у дороги. Самая сложная парадигма у глагольных словосочетаний: она включает в себя спрягаемые и неспрягаемые формы. (Напомню, что у глагола насчитывается 263 формы). Так как причастие и деепричастие – это особые формы глагола, то причастные и деепричастные обороты будут рассматриваться как формы глагольного словосочетания, а начальную форму будет образовывать инфинитив. Например: опереться на гранит (исходная форма), оперся на гранит, опершись на гранит, обопрется на гранит (производные формы). Хотя допускается для причастных оборотов начальная форма – форма И.п. причастия (если причастие рассматривается как самостоятельная часть речи).

Синтаксические отношения между компонентами словосочетания составляют его грамматическое значение. Безоговорочно выделяют следующие типы синтаксических отношений: атрибутивные, объектные, обстоятельственные, комплетивные.

Атрибутивные отношения характерны для словосочетаний, называющих ‘предмет и его признак’: низкое коварство, молодой повеса, не моего романа, синь неба, девушка с голубыми глазами, старик в очках, время думать, свет солнца. В предложении зависимое слово выполняет функцию определения.

Объектные отношения свойственны словосочетаниям, которые называют ‘действия и предмет или лицо, по отношению к которому оно проявляется’. Это первая модель объектных отношений: читать книгу, любить балет, приобрести пособия, приобретение пособий.

Вторая модель указывает на ‘признак и предмет или лицо, по отношению к которому он проявляется’: склонный к анализу, крепче стали, вплотную к стене, уверенный в себе. В предложении зависимое слово является дополнением.

Обстоятельственные отношения характерны для словосочетаний, которые называют ‘действие и обстоятельства, при которых оно протекает’ (иногда говорят ‘обстоятельства, которые характеризуют его протекание’): громко петь, ходить пешком, работать в саду, отсутствовать по болезни, состоится при любой погоде. В предложении зависимый компонент является обстоятельством.

Комплетивные отношения (иначе восполняющие) характерны для словосочетаний, в которых главный компонент является семантически недостаточным, поэтому он не может употребляться без семантического распространителя. В предложении всё словосочетание является одним членом предложения. Оно характеризуется максимальной степенью спаянности компонентов. Например: десять дней, стая уток, стакан молока, стать героем, начать готовиться, множество ошибок, большинство избирателей, много песен.

Модели словосочетаний с комплетивными отношениями самые разнообразные. Однако одну модель можно выделить легко – это словосочетания со значением ‘предметы и их количества’.

Некоторыми лингвистами выделяются словосочетания с субъектным значением, причем на субъект указывает зависимое слово, а главное называет действие или состояние: подвиг разведчика, рассказ преподавателя, доброта матери. Можно их рассматривать как словосочетания с атрибутивными отношениями.

В русском языке много словосочетаний, в которых на основное грамматическое значение накладывается дополнительное. Например: подвиг разведчика (на определительные отношения накладываются объектные), грозу в начале мая (на определительные отношения накладываются обстоятельственные (грозу какую? когда?)).

Словосочетания – это только один из видов синтаксических конструкций. Не все сочетания слов относятся к словосочетаниям. Не являются словосочетаниями:

1. Предикативная конструкция. Она составляет грамматическую основу предложения. Дерево растет. Дождь идет.

2. Полупредикативные словосочетания – главное слово и обособленный член предложения. Например: ветер, дувший навстречу, писал, не обращая внимания на шум. Дело в том, что обособленные члены предложения легко трансформируются в предложение. Сравните: Ветер, который дул навстречу, мешал быстро идти. Студент писал и не обращал внимания на шум.

3. Ряды однородных членов предложения, так как они соединены сочинительной связью. Он одарял предмет любимый душой чувствительной, умом и привлекательным лицом.

4. Сочетания знаменательного и служебного слова, так как по определению в состав словосочетания входят как минимум два знаменательных слова: около берега, на реке, вопреки ожиданию, несмотря на непогоду, лишь бы успеть.

5. Аналитические грамматические формы – будущее время глагола, степени сравнения прилагательных, наречий: буду писать, ярче всех, самая обаятельная, более трудный.

6. Фразеологические обороты, так как только в свободном словосочетании сохраняются самостоятельные значения компонентов. Сравните: зеленое яблоко, бегать по утрам, гулять в парке. В фразеологизме лексическая самостоятельность компонентов ослаблена или полностью утрачена. Во-вторых, фразеологизм по значению равен слово и может быть заменен им: склеить ласты, поднять вопрос, гонять лодыря, прикусить язык. В-третьих, фразеологизмы воспроизводятся в готовом виде, а словосочетания создаются в речи, хотя фразеологизмы и словосочетания могут иметь общую структуру. Сравните: гонять лодыря/ читать книгу, дубина стоеросовая/ солнечный день.

Лингвисты считают, что фразеологизмы сочетают в себе признаки словосочетания и слова и являются переходным явлением между словом и словосочетанием, поэтому фразеологизмы традиционно не являются предметом грамматики.

Процесс фразеологизации во многом связан с появлением у словосочетания переносных значений: прикусить язык во время трапезы, поедая вкусное блюдо и прикусить язык в значении ‘замолчать ’.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: