double arrow

Единицы языка и речи как объекты лингвистики

План лекции

1. Единицы языка и речи как объекты лингвистики.

2. Синтагматика и парадигматика в языке и речи.

Ф. де Соссюр говорил, что в языке «нет ничего, кроме различий». Язык бывает письменным и устным. Материал письменной и устной речи различен. Тем не менее, это один язык. Это значит, что связь устной и письменной речи и есть материя языка (единицы).

Единицы языка рассматриваются по принципу от простого к сложному и наоборот. Так, выделяют уровни (ярусы) языка. Уровнем языка называется та часть его системы, которая имеет соответствующую одноименную единицу. Таким образом, существуют: фонемный, морфемный, уровень слов, уровень словосочетаний, уровень предложений, так как есть одноименные единицы – фонема, морфема, слово, словосочетание, предложение. Верхним уровнем является уровень предложений. В каждом предложении отмечается минимальное единство признаков лица, интонации, показывающих относительную законченность мысли в высказывании. По акад. В.В. Виноградову: «Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка, целостная (т.е. неделимая далее на речевые единицы) единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли».

Словосочетание, по Виноградову В.В., как единица языка отличается двумя признаками: наличием грамматической формы и способностью передавать расчленено единое понятие и образ.

Слово представляет собой единство целого, последовательного звучания и определенного, закрепленного за этим звучанием понятия и образа.

Морфема представлена определенным фонетическим комплексом, с которым связано значение, используемое в словообразовании и словоизменении.

Фонемы лишены собственного значения, но звуки, объединяемые фонемами, приобретают звукоизобразительное значение, что отражается в этимологии слов. Фонемы служат для различения значений слов и их форм, а также для различения словообразовательных и этимологических значений.

Можно отметить пять признаков, которыми различаются ярусы:

1. Относительная закрытость списка единиц яруса.

2. Наличие ассоциативно-этимологического значения, т.е. значения, когда мысль ищет ассоциацию с целью создать новое значение (типа «арбуз» – круглая ягода, «арбузик» – светильник круглой формы в речи ребенка).

3. Непрерывность звучания, т.е. единая протяженность звука. Так, фонема представляет собой пучок дифференциальных признаков. Слово, характеризуемое ударением, цельно по звучанию.

4. Наличие номинативного значения – способность именовать вещь.

5. Раздельная оформленность частей единиц уровня, когда связь между частями представлена особыми средствами выражения, а целая мысль выражается расчленено.

Таким образом, уровни показывают самые существенные свойства языка, а связь между ними через общие признаки – основы языкового механизма.

После распределения единиц языка по уровням происходит деление каждого уровня на классы и подклассы. Так, слова делятся по частям речи, словосочетания – по классам словосочетания, морфемы – по классам морфем (полные и пустые, словообразовательные и словоизменительные, корневые и некорневые), фонемы – на гласные, согласные и т.д. Различение языковых единиц внутри каждого класса дает следующую картину. Класс фонем (фонемный уровень) содержит от 12 до 80 единиц. Класс морфем (морфемный уровень) содержит не больше 5000 единиц, но в реальном употреблении находятся 2500 – 3000 морфем. Класс слов (словный уровень) – открытый. Он обычно насчитывает несколько десятков тысяч слов, находящихся в употреблении. Класс словосочетаний (уровень словосочетания) разделяется на словосочетания – лексические единицы (фразеологизмы, идиомы и сложные термины) и словосочетания, не относящиеся как целое к лексическим единицам и содержащие только грамматические конструкции, свободно заполняемые лексическим материалом. Класс предложений (уровень предложений) в основном содержит не более трех десятков грамматических форм предложений. Но в этом классе представлены цельные или относительно цельные воспроизводимые единицы. Например: пословицы, формулы приветствия, проклятия, команды и т.д.

Чем выше ярус, тем больше в нем возможностей свободного создания единиц в речи. На уровне фонем создать новую единицу говорящий не может. На уровне морфем говорящий иногда вводит новую морфему путем переразложения или заимствования. На уровне слов достаточно представлены авторские высказывания и неологизмы. Большая часть словосочетаний образуется автономно по правилам, а предложения воспроизводятся в полном составе лишь изредка и в особых условиях общения.

Принцип ограничения числа языковых единиц и создания новых связан с социальным характером языкового общения, требующего распространения знания языковых единиц потенциально на весь коллектив людей, пользующихся языком. Препятствием к увеличению количества единиц одного уровня являются следующие факторы: 1) ограничение памяти людей сроками обучения языку; 2) известная ограниченность и специализация предметов речи; 3) возможности, которыми обладает человек для использования звуков речи; 4) необходимость отделить один язык от другого.

Исходя из вышеизложенного, определим состояние языковой системы:

Фонология – это о морфемах и звуках, их составляющих.

Словообразование – это учение о сочетании морфем в их отношении к составу слов.

Лексикология – это учение о сочетаниях слов в их отношении к смысловым структурам частей предложений и предложений на фоне таких единиц, как термины, фразеологизмы.

Грамматика – это учение о словах в их отношении к синтаксическим формам словосочетаний (и эквивалентным им формам предложений).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: