Состав основного пакета ИСО

Пакет международных стандартов 2000 года состоит из 4 частей: МС ИСО 19011, МС ИСО 9000-2000; МС ИСО 9001-2000, МС ИСО 9004-2000. В ИСО 19011 объектом стандартизации является аудит систем.

ИСО 9000-2000 – «Основные положения и словарь». Ключевыми моментами данного стандарта являются определения и трактовка терминов, установление области его применения, представление основных положений систем управления качеством. Терминология подразделяется на 10 групп, в которых дается трактовка терминов, относящихся к качеству, управлению, организации, процессами и продукции, характеристикам, соответствию, документации, оценке, аудиту, обеспечению качеству процессов измерения. Таким образом, стандарт охватывает тот круг понятий, который требует унифицированной трактовки, поскольку представляет весомую часть словаря для общения и взаимопонимания сторон в соответствующих ситуациях.

ИСО 9001-2000 – «Основные положения систем менеджмента качества» определяет роль системного управления качеством в условиях рыночной экономики, политику организации в области качества, роль высшего руководства в управлении качеством. Необходимость для организации внедрять систему управления качеством обоснована тем, что это может способствовать повышению степени удовлетворенности потребителей. Меняющиеся требования, конкуренция и технический прогресс заставляют организацию реализовывать системный подход к управлению качеством как к процессу, требующего постоянного совершенствования и поддержания его в управляемом состоянии. ИСО 9001-2000 устанавливает требования к системе управления качеством. Этот стандарт служит базой для оценки соответствия действующей в организации системы качества его требованиям как при внутренних (со стороны руководства), так и внешних проверках, а также при сертификации соответствия системы менеджмента качества. Стандарт рекомендует основные части системы, которые обязательно должны быть разработаны, документированы, внедрены и поддерживаемы в рабочем состоянии: заявление о политике и целях в области качества; руководство по качеству; процедуры; документации по планированию процессов.

ИСО 9004-2000 – «Рекомендации по улучшению деятельности» содержит методические рекомендации и указания, которые могут быть распространены на всю организацию. Постоянное улучшение как объект для предлагаемых в данном стандарте мероприятий оценивается на базе выявления степени удовлетворенности потребителей. Стандарт ИСО 9004-2000 применяется для разработки системы управления качеством, охватывающей все стадии жизненного цикла.

Стандарты серии ИСО 9000 - это пакет документов по обеспечению качества подготовленный членами международной делегации, известной как "ИСО/Технический Комитет 176" (ISO/TC 176). В настоящее время семейство (серия) ИСО 9000 включает: - все международные стандарты с номерами ИСО 9000 - 9004, в том числе все разделы (которые могут модифицироваться отдельно) стандарта ИСО 9000 и стандарта ИСО 9004;- все международные стандарты с номерами ИСО 10001 - 10020, в том числе все их части;- ИСО 8402 и в отдельных случаях - некоторые другие стандарты, определяющие специфическую деятельность поставщика. Три стандарта из серии ИСО 9000 (ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003) являются фундаментальными документами Системы Качест ва. Они определяют методологию обеспечения качества и представляют собой три различные модели функциональных или организационных взаимоотношений в контрактной ситуации между участниками системы качества (как правило "поставщик", "потребитель", "субконтрактор" или "субпоставщик"). Собственно именно по этим стандартам и проводится сертификация "поставщика являющегося основным объектомуправления качеством. Получившаяся система стандартов (точнее ее подмножество - 9001-9003) обладает определенной вложенностью, то есть каждый последующий стандарт определяет систему качества для более узкой области, нежели предыдущей. Стандарты 9000 и 9004 определяют общие требования к системе качества и модели управления качеством и являются не более, чем справочникам: ИСО 9000: "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества" Часть 1: "Руководящие указания по выбору и применению". Это руководство было создано для оказания помощи потенциальным пользователям в решении вопроса предпочтительности той или иной модели обеспечения качества с учётом специфических договорных взаимоотношений. Часть 2: "Общие руководящие указания по применению ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003". Данное руководство помогает пользователю прояснить трактовку требований стандартов ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003. Часть 3: "Руководящие указания по применению ИСО 9001 при разработке, поставке и обслуживании программного обеспечения". Предназначена для помощи в трактовке требований стандарта ИСО 9001 поставщикам интеллектуальнойпродукции. Часть 4: Руководство по управлению программой надежности. ИСО 9004: "Общее руководство качеством и элементы системы качества".Этот документ предоставляет пользователю пакет руководств, с помощью которых система качества может быть разработана, осуществлена и установлена, т.к. он предоставляет информацию и предложения по осуществлению Системы Всеобщего Руководства Качеством, которая запускается после установки и (возможно) сертификации Системы Качества. Часть 1: "Руководящие указания". Часть 2: "Руководящие указания по услугам". Часть 3: "Руководящие указания по перерабатываемым материалам". Часть 4: "Руководящие указания по улучшению качества". Часть 5: "Руководящие указания по программе качества". Часть 6: "Руководство качеством при управлении проектированием" (проект стандарта). Часть 7: "Руководящие указания по управлению конфигурацией" (проект стандарта). Из вышесказанного следует, что ни ИСО 9000, ни ИСО 9004 не являются моделями Обеспечения Качества и не должны рассматриваться как обязательные требования. Таким образом, бессмысленно говорить о сертификации или регистрации по ИСО 9000 или ИСО 9004. Могут быть получены только сертификаты на соответствие ИСО 9001, 9002 или 9003. 5.3. Вспомогательные стандарты ИСО К другим вспомогательным стандартам в области качества относятся: ИСО 10011: "Руководящие указания по проверке системы качества". Данная группа является нормативной базой для органов, осуществляющих проверку системы качества предприятия (в том числе и при проведении сертификационного аудита). Однако эти стандарты будут весьма полезны и при построении системы качества, так как позволяют предвидеть сценарий и процедуру ее проверки. Часть 1: "Проверка" Часть 2: "Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов по проверке систем качества" Часть 3: "Руководство программой проверок" ИСО 10012: "Требования, гарантирующие качество измерительного оборудования - часть 1: Система подтверждения метрологической пригодности измерительного оборудования". Выполнение данных требований не является обязательным для соискателей сертификата соответствия стандартам ИСО 9001, 9002 или 9003, однако трудно представить себе соблюдение требований ИСО 9001, 9002 или 9003 без выполнения требований ИСО 10012 или отсутствие у предприятия собственной метрологической базы. ИСО 10013: "Руководящие указания по разработке руководств по качеству". Представлены основные рекомендации по составлению головного документа системы качества - Руководства по Качеству. Предприятия могут пойти и своим путем при разработке Руководства по Качеству, поскольку для сертификации системы качества необходимо выполнение всех требований только стандарта ИСО 9001, 9002 или 9003 в зависимости от выбранной модели. ИСО 8402: "Управление качеством и обеспечение качества - Словарь". Поскольку многие обычные слова, используемые повседневно, применяются в области качества в специфическом или ограниченном значении по сравнению с полным диапазоном определений, приводимым в словарях, то данный стандарт ставит целью пояснить и стандартизировать термины по качеству, как они применяются в области управления качеством.Необходимо отметить и другие направления развития стандартизации в сфере управления качеством продукции – QS 9000 (Quality system 9000). Стандарт QS 9000 по существу носит отраслевой характер, т.к. разработан принят тремя гигантами машиностроения: компаниями Крайслер, Форд и Дженерал Моторс. К ним присоединились еще 5 фирм – производителей грузовиков. Стандарт QS 9000 базируется на ИСО 9000, но содержит разработанные указанными компаниями требования, которые носят как общеотраслевой характер, так и более конкретизированный для каждой фирмы. Требования к системам управления качеством определены основным документом серии стандартов QS 9000 – промышленным стандартом QS 9000 «Требования к системам качества», согласно которому можно выделить три группы требований:- общие, соответствующие стандартам ИСО серии 9000, а именно стандарту ИСО 9001;- отраслевые, которые дополняют и конкретизируют общие;- специфические, предъявляемые фирмами к своим поставщикам. В документацию QS 9000 также включается:- описание процедуры согласования методов обеспечения качества с производителями комплектующих, которая направлена на сведение до минимума потерь, характерных для начального этапа производства нового товара;- методика оценки действующей системы качества, которая устанавливает возможные варианты процедуры оценки:- самооценка;- оценка потребителем;- оценка органом по сертификации;- аудит потенциального поставщика до его выбора;- руководство «Статистическое управление процессами»;- руководство «Анализ измерительных систем»;- руководство «Планирование качества перспективной продукции»;- руководство «Анализ видов и последствий отказов».

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: