Совершенствование научно-технического и инновационного потенциала
Направления формирования инновационного потенциала республики
Наличие научно-технического потенциала и высокотехнологичных производств в республике объективно создаст условия для обеспечения технологического лидерства в определенных секторах экономики и расширения позиций на мировых рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции и интеллектуальных услуг.
В тоже время необходимо отметить, что в Республике Беларусь с 1991 года численность исследователей и научных работников уменьшилась на 2/3, в связи с чем, конкурентность нашей науки и технологий снизилась.
Конкурентоспособные технологии может создавать только конкурентоспособная наука. Поэтому главной задачей развития научно-технического потенциала в ближайшие годы будет достижение параметров развития науки, близких к развитым странам:
по численности исследователей;
расходам на НИОКР;
оснащенности труда ученых и прежде всего приборной базой.
Основными мерами в развитии научно-технического потенциала республики должны стать:
развитие научного потенциала, научных школ, привлечение молодых исследователей к работе в секторе науки и инноваций. Необходимо обеспечить поддержку молодых ученых через грантовые программы и софинансирование жилья, расширить и распространить эти приоритеты на смежные сферы – инжиниринг, интеллектуальные сервисы;
концентрации средств в ведущих институтах и научно-практических центрах;
развитие и создание недостающих элементов инновационной инфраструктуры, формирование инжинирингового бизнеса;
повышения восприимчивости общества к инновациям. Задачей государства является создание условий для того, чтобы облегчить путь инноваций в экономику, а внедрение инноваций не должно быть осложнено правовыми, налоговыми, и иными барьерами;
развитие базовых функций государства в сфере инноватики путем финансирования фундаментальной и прикладной науки, софинансирования инициированных исследований бизнесом, вложения средств в образование, с тем чтобы обеспечить воспроизводство специалистов, способных воспринимать и внедрять инновации.
В этой связи будет совершенствована нормативно правовая базы и экономические механизмы, направленные на коммерциализацию научно-технических разработок.
2. Развитие конкурентных преимуществ экономики
Важной характеристикой белорусской экономики является высокая концентрация производства в промышленности. В ее структуре доминируют крупные предприятия. На долю 10 из них приходится до 40 % общего объема промышленной продукции, а 100 – обеспечивает 27 % всех налоговых поступлений в бюджет. Возможности инновационного развития белорусской экономики во многом определяются сегодня и будут определяться в среднесрочной перспективе степенью инновационной активности крупных производственных предприятий, их научно-техническим потенциалом и характером инновационных взаимодействий. Организация инновационной деятельности именно на этих предприятиях и обеспечение их глубокой интеграции с научной сферой является важнейшей задачей формирующейся национальной инновационной системы Беларуси.
Для обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг на внутреннем и международном рынках предусматривается:
опережающее развитие наукоемких и высокотехнологичных подотраслей и производств: микроэлектроники, приборостроения, точного машиностроения, информационных технологий. Это позволит добиться снижения материалоемкости выпускаемой продукции, увеличения удельного веса добавленной стоимости в ее цене, укрепления позиций отечественного машиностроения на мировых рынках;
расширение выпуска потребительских товаров, прежде всего различных видов бытовой техники и электроники, испытывающих меньшие среднесрочные и долгосрочные колебания спроса, имеющих более высокую скорость оборачиваемости финансовых средств;
увеличение удельного веса экспортоориентированных производств в рамках единого рынка со странами СНГ и ЕС в целях развития экспорта в дальнее зарубежье. Приоритетными, по данному критерию, в белорусском машиностроении являются автомобилестроение, автобусное и троллейбусное производства, станкостроительная и инструментальная промышленность, микроэлектроника, оптическая и оптико-мехническая продукция, химическая продукция, фармация и современное агропромышленное производство. Так, благодаря техническому перевооружению на базе современного оборудовании ведущей австрийской компании «Берч-Ласка», проведение сертификация соответствия европейскому стандарту качества LST EN ISO 2220000:2005 и LST EN ISO 9001:2008 продукция ОАО «Верхнедвинский маслосырзавод». При этом удельный вес жирных сыров в общем объеме производства продукции превысил 60 %, что позволило данному предприятию выходить на рынки стран Евросоюза;
повышение комплексности производств и увеличение создаваемой в отраслях валовой добавленной стоимости путем расширения кооперации внутри подотраслей, развитие производств, технологически сопряженных с уже действующими;
внедрение специальных программ по повышению качества надежности и долговечности белорусских товаров (технологий, услуг) от их производства до реализации на мировых рынках и технологического сервиса;
внедрение требований технических нормативных правовых актов Европейского Союза и США на производству и продукцию (технологии, услуги) для экспорта высоко и среднетехнологичных товаров (и производств) в страны Европы, Латинской и Северной Америки, Африки и др.;
внедрение специальных программ по содействию и экспорту высоко и среднетехнологичных белорусских товаров на мировые рынки стран СНГ, Азии, Китая, Среднего и Ближнего Востока и др. регионов. Используя данную стратегию Беларусь разработала программу торгово-экономического сотрудничества с Казахстаном по реализации 30 совместных проектов на сумму более 3 млрд. долларов. Реализация на практике данных проектов создаст промышленную площадку с выходом на рынки Китая и Центральной Азии.
Инновационная стратегия повышения уровня конкурентоспособности реального сектора экономики предполагает:
создание постоянно действующей системы формирования спроса производства на исследования и разработки в целях согласования действий субъектов научно-технической и инновационной деятельности;
дальнейшее развитие фирменной науки, усиление кооперационных связей между научно-исследовательскими институтами и предприятиями отраслей реального сектора экономики, созданием на их базе корпоративных структур, научно-технических (практических) центров (кластеров, корпораций, финансово-промышленных групп) и укреплением материально-технологической базы конструкторско-технологических подразделений промышленных предприятий;
участия отраслей реального сектора экономики и научно-технических организаций в различных транснациональных компаниях (ТНК);
установление кооперационных научно-технических связей между отраслями-донорами и отраслями-реципиентами технологий, специализации объектов и субъектов инновационной инфраструктуры на обслуживании отдельных комплексов отраслей, взаимосвязанных посредством диффузии технологий;
сближение технологической структуры белорусской промышленности по отношению к соответствующей структуре промышленно развитых стран как основных потенциальных доноров технологий; создание эффективных каналов взаимодействия знаний между отечественными и иностранными предприятиями;
разработку эффективной маркетинговой стратегии предприятий, позволяющей им в режиме реального времени отслеживать конъюнктуру рынка и тенденций в техническом и технологическом развитии номенклатуры выпускаемой продукции;
основным принципом реструктуризации предприятий должна стать рыночная самоорганизация и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.
Неравномерность регионального развития является одной из базовых реалий в развитии страны. Предстоит организовать серьезную работу по изучению возможностей развития регионов и создания новых центров роста. Для выполнения этих задач государство приняло целый ряд эффективных инструментов – региональные и государственные программы, программы направленные на регулирование развития малых и средних городов, транспортной системы, энергетической инфраструктуры и другие. Используя эти инструменты будет сформирована новая сбалансированная модель регионального развития, учитывающая специфику каждой области и имеющая инновационный социально ориентированный характер.
В рамках Государственной комплексной программы развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 7 июня 2007 года № 265 и других программ, «зеленую улицу» только в 2009 году получили 114 инвестиционных предложений в сферах промышленности, энергетики, строительства и транспорта, многие из которых начали реализовываться. Так, белорусско-германское совместное общество с ограниченной ответственностью «Вита-Био-Энерги» по производству биотоплива из семян рапса создано в 2009 году в Витебском районе Витебской области. При этом немецким инвестором направлено на финансирование программы около 15 млн. EUR. На эти средства будет построен и оснащен оборудованием завод по выпуску биотоплива. Только запуск этого завода позволит создать более 20 рабочих мест. Выпуск первой продукции будет осуществлен в 2010 году с реализацией в странах Евросоюза.
Алгаритм решения данной задачи предусматривает следующие механизмы:
развитие научно-технического и образовательного потенциала в регионах, создание сети научно-технологических парков, территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства, обеспечить создание новых ресурсосберегающих и экологически чистых производств, основанных на эффективном использовании природных ресурсов региона, развитие крупных транспортно-логистических и производственных узлов, создание и развитие туристических зон.
В регионах будет обеспечено формирование многоуровневой инновационной инфраструктуры, включающей региональные образовательные комплексы (филиалы вузов, НИИ, научных центров, консалтинговых и обучающих кампаний, в том числе мобильного типа), которые ориентированы на подготовку высококвалифицированной рабочей силы и генерацию идей и разработок; технологические парки, бизнес-инкубаторы, обеспечивающие коммерциализацию и материализацию научных идей и разработок, а также поддерживающие инновационную деятельность.
Также будут развиваться высокотехнологичные производства и другие виды деятельности непосредственно связанные с переработкой местных ресурсов, сельскохозяйственной продукции, обслуживанием сельского и лесного хозяйства (торгово-закупочная деятельность, продажа и прокат техники, снабжение удобрениями, складирование продукции, строительное, мелиоративное и другие виды обслуживания).
Широкое развитие в регионах получит транспортная логистика. Так, достигнутые литовско-белорусские договоренности о создании совместного предприятия «Белвингеслогистика» по строительству в Воложинском районе современного транспортно-логистического центра по обслуживанию потока грузов из стран СНГ и Европы. Для реализации проекта выделен земельный участок площадью 10 гектар и определено финансирование в объеме 30 млн. долл.
Интеграция в глобальную инновационную систему
В рамках интеграции в глобальную инновационную систему Республики Беларусь предусмотрено:
поддержка вхождения белорусских предприятий в бизнес-альянсы, направленные на создание технологий и продуктов, имеющих высокий уровень конкурентоспособности;
устранение ограничения по доступу белорусских предприятий к современным иностранным технологиям;
содействие повышению капитализации национальных высокотехнологичных компаний;
обеспечение участия Беларуси в глобальных технологических проектах, международных программах и исследовательских сетях для интеграции в мировое научно-технологическое пространство;
обеспечение поддержки экспорта высокотехнологичной продукции, услуг, технологий;
обеспечение внедрения технических норм ЕС и США для экспорто ориентированных производств;
создание широких возможностей по обмену и стажировке белорусских студентов, учёных, инженерно-технического персонала за рубежом и иностранных - в Беларуси;
обеспечение широкомасштабного изучения иностранных языков с использованием прогрессивных методик, в том числе телевизионных технологий.