Внутренние претензии в организации

Прибыль подразделений

Валовую прибыль подразделений определяют по формуле:

,

где Пр ji – прибыль i -го подразделения, полученная от реализации j- го вида продукции (выполнения работ, оказания услуг);

Цпр ji – планово-расчетная цена j -го изделия (работы, услуги) i -го подразделения;

Ид ji – добавленные издержки на производство j -го вида изделия (проведение j -го вида работ, оказания услуг) i -го подразделения.

Валовая прибыль подразделений используется прежде всего для выплаты арендной платы и возмещения ущерба, нанесенного данным подразделением другим подразделениям или организации в целом в ходе производственно-хозяйственной деятельности. Подразделения возмещают из своей валовой прибыли потери организации в сумме выплаченных штрафов по рекламациям в связи с невыполнением договорных обязательств по поставкам продукции сторонним организациям, а также потери, возникающие из-за несоблюдения установленных норм, нормативов и лимитов.

После выполнения всех финансовых обязательств на внутрифирменном уровне в распоряжении подразделения остается чистая прибыль, из которой оно образует собственные фонды накопления и потребления, а также резервный фонд. Средства из фонда накопления могут быть направлены на финансирование развития производства дополнительно к финансированию из прибыли организации; средства из фонда потребления, используются для дополнительного финансирования социального развития и материального поощрения трудового коллектива; средства из резервного фонда необходимы подразделению, например, для формирования оборотных производственных средств сверх централизованно устанавливаемых лимитов оборотных средств.

Необходимость функционирования в таких условиях заставляет подразделения мобилизовать внутренние резервы, что позволяет улучшить результаты работы организации в целом.

Оптимальное соотношение полученных результатов и затраченных усилий может быть достигнуто при придании особого значения на внутрифирменном уровне принципу экономической ответственности за безусловное выполнение плановых заданий и договорных обязательств. Каждое подразделение должно нести ответственность за экономический ущерб, который возник в результате невыполнения им договорных обязательств, и возмещать прямые материальные потери. Определение величины экономического ущерба и возмещение материальных потерь осуществляются по итогам рассмотрения претензий в рамках системы внутрипроизводственных экономических отношений.

Подразделение имеет право требовать возмещения организацией экономического ущерба, нанесенного в результате некачественной работы ее управленческих структур. В то же время ответственность за ущерб, нанесенный сторонним организациям, возлагается на непосредственного виновника, т.е. внешние претензии к организации доводятся до ее подразделений в размере предъявляемых штрафных санкций.

В зависимости от характера экономического ущерба и причин его возникновения используются различные источники возмещения ущерба: себестоимость продукции, прибыль, фонд оплаты труда. Так, из резервного фонда организации возмещается прямой ущерб подразделениям в виде потерь из-за несвоевременного или некачественного обеспечения материально-техническими ресурсами, несвоевременного уведомления о снятии заказа или изменениях в технической документации и др. Претензии в этих случаях предъявляются соответствующим службам организации, виновным в возникновении ущерба. Работники этих служб, непосредственно виновные в потерях, должны частично возмещать их и подвергаться депремированию. На величину депремирования из фонда оплаты труда (или из прибыли) организации пополняется резервный фонд.

Аналогично организуются взаимоотношения между подразделениями. За счет своей валовой прибыли они возмещают потери от несвоевременного и некачественного ремонтного и транспортного обслуживания, энергетического обеспечения и др. Если прямой экономический ущерб касается фонда потребления, то сумма потерь переводится из фонда оплаты труда подразделения – ответчика в соответствующий фонд подразделения-заявителя претензии в размере выплаченной заработной платы в период простоев рабочих и доплат за сверхурочные работы и т.д.

От правильного определения причин возникновения и источников возмещения ущерба решающим образом зависит эффективность не только работы по рассмотрению претензий в организации, но и всей системы внутрипроизводственных экономических отношений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: