Работа над словопроизношением, ударением и орфоэпией
Выработка дикции
У многих дошкольников наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, из-за чего у ребенка недостаточно открывается рот и нерасчлененно звучат гласные. Четкость же произношения слов зависит в первую очередь от правильного произношения гласных, а затем от энергичного тонуса и точной координации движений речедвигательного аппарата при образовании согласных звуков.
Для совершенствования дикции используются чисто- и скороговорки. Чистоговорка — ритмичный речевой материал, содержащий сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Скороговорка — труднопроизносимая ритмичная фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками. Скороговорки, а также более сложные чистоговорки используются в старших группах.
При повторении скороговорок детей следует периодически вызывать к столу воспитателя, чтобы остальные видели их артикуляцию, мимику. Оценивая ответ, педагог должен указать на степень отчетливости произношения, иногда обратить внимание детей на правильность движений губ ребенка.
|
|
Особое значение эта работа имеет в младших группах, где дети искажают слоговой состав слова. Для сохранения правильной структуры слова важен неторопливый темп речи, плавность выговаривания. Эти качества хорошо воспитываются у детей в хороводных играх с напевным текстом, при замедленном чтении простых потешек.
У детей дошкольного возраста наблюдаются разнообразные ошибки в постановке ударения: в существительных в именительном падеже (гусенИца, крапивА, щАвель и др.), в существительных в родительном падеже (волкА, гусЯ), в глаголах прошедшего времени (взЯла, дАла, отнЯла, пОнЯла).
Эта работа трудна для ребенка, поскольку он должен перейти от привычного произношения слов к нормативному путем образования слухоречевых дифференцировок. Часто обычное исправление ошибок не приводит к желаемым результатам — ребенок продолжает ставить ударение неправильно, хотя его много раз поправляли, побуждали произносить слово правильно.
В целом орфоэпическая правильность детской речи формируется путем подражания речи взрослых.
Под темпом речи понимается скорость протекания речи во времени. Ребенок, особенно младшего возраста, склонен к быстрой речи, делает короткие и неуместные паузы. Это отрицательно отражается на внятности, четкости речи, артикуляция звуков ухудшается, иногда отдельные звуки, слоги и даже слова выпадают.
Высота голоса – произнесение звуков и понижение тона, переход от высокого голоса к низкому, и на оборот.
Сила голоса – произнесение звуков в Определенной громкости (громко-нормально-тихо), а также умение произносить звук полнозвучно.
Тембр голоса – качественная окраска голоса (звонкий, тусклый, дрожащий, глухой и т.д.)