Особенности формирования звукопроизношения в процессе развития ребенка

Методы и приемы формирования звуковой культуры речи (САМОСТОЯТЕЛЬНО).

Методика формирования звуковой стороны речи (№7)

КОСТНАЯ ПУНКЦИЯ

Оценка спинномозговой жидкости

Спинномозговая пункция

Прокол делают между III и IV поясничными позвонками. В пробирку берут 10 мл жидкости на исследование.

После извлечения иглы место прокола заклеивают. Больной в течение 2—3 часов после пункции должен лежать на животе без подушки.

Обращают внимание на ее прозрачность, цвет, скорость истечения. В норме спинномозговая жидкость имеет вид чистой воды и вытекает со скоростью приблизительно 60 капель в минуту.

Пункцию костей производят с помощью специальной иглы для получения костного мозга у доноров и исследования костного мозга у больных, чаще в гематологии.

Производят пункции грудины, подвздошной, пяточной кости, эпифиза большеберцовой кости.

Контрольные вопросы:

1. Основные принципы взятия и хранения материала на бактериологическое исследование?

2. Откуда возможно взятие материала на бактериологическое исследование (мазок)?

3. Перечислите эндоскопические методы исследования?

4. Какие методы исследования крови вы знаете (4)?

5. Какие методы количественного определения форменных элементов в моче вы знаете (3)?

6. Какая порция при дуоденальном исследовании содержит пузырную желчь?

7. Назовите рентгенологические методы исследования желчного пузыря и желчных протоков?

8. Перечислите пункции, которые вам известны?

9. С помощью какого исследования можно оценить функциональное состояние почек?

10. Какой аппарат используется при плевральной пункции?

Ответы на контрольные вопросы:

1. Стерильность и скорость доставки в лабораторию.

2. Конъюнгтива, носоглотка, зев, уретра, влагалище, прямая кишка.

3. Бронхоскопия, гастроскопия (эзофагогастроскопия), ректороманоскопия, колоноскопия, цистоскопия в урологии, гистеро- и кольпоскопия в гинекологии.

4. Морфологический (общий клинический), биохимический, серологический, бактериологический.

5. Методы Каковского-Аддиса, Нечипоренко, Амбюрже.

6. Порция В.

7. Холецистография и холеграфия.

8. Абдоминальная, плевральная, спиномозговая (люмбальная), костная (стернальная и т.п.)

9. Проба Зимницкого.

10. Аппарат Потена.

1. Особенности формирования звукопроизношения в процессе развития ребенка.

2. Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи.

Способность к усвоению речи зависит от натренированности (готовности) мускулатуры органов речи к выполнению речевых действий. Это первая закономерность усвоения речи. Из нее вытекает принцип внимания к «материи языка», которым прежде всех других принципов методики руководствуются при отборе речевого учебного материала для практических тренировок, развивающих произносительные навыки обучаемых.

Этот учебный материал различается в зависимости от возраста детей.

Логопеды делят звуки речи по характеру работы артикуляционных органов, необходимой для их произнесения, на:

а) звуки «раннего онтогенеза» (онтогенез — индивидуальное развитие организма ребенка): гласные (а), (у), (и), согласные (м), (п), (б), (т), (д), (н), (г), (х), (и).

б) звуки «среднего онтогенеза»: гласный (ы); дифференциация по мягкости и твердости усвоенных согласных; (л); озвончение всех согласных;

в) звуки «позднего онтогенеза»: (р), (ш), (ж), (щ), (которые требуют поднятия передней части языка), (л), (л'), (ц).

В этой классификации звуков речи одновременно содержится указание и на возраст ребенка, когда ему становятся доступными определенные артикуляции. В соответствии с указанным делением намечаются звуковые упражнения для детей разных возрастов.

Поскольку ребенок еще не умеет владеть своими артикуляционными органами, сначала он учится слышать слово (речь), а затем произносить его. Однако слуховой образ слова и его мышечный образ у ребенка создаются одновременно, другое дело, что «мышечный образ слова на первых порах бывает очень неточным.

Известно, что дети третьего, четвертого и даже пятого года жизни, не умеющие правильно произносить те или иные слова, тем не менее, имеют их правильные слуховые образы и замечают, когда взрослые искажают эти слова.

Лидия Прокофьевна Федоренко в книге «Закономерности усвоения родной речи приводит такие примеры.

Коля (3 года) произносит свое имя как «Холя». Соседка часто встречает его с насмешкой: «Ну, здравствуй, Холя!» Малыш сердито хмурится, сжимает кулачки, пытается образумить непонятливую женщину: - «Я не Холя, я Хо..Холя!»

Толя. (3 года 2 месяца) называет помидоры -«опиндоры». Его тетка ведет по огороду и шутит с ним: -Толенька, сорвал бы ты себе и мне по опиндору.

- Ну, кто так говорит, - сердится мальчик, - скажи апин.. апир..- скажи, как надо!»

Следовательно, чувственная основа речи для каждого человека - это его ощущения: слуховые и мышечные (речедвигательные). По данным физиологов именно речедвижение, «отдающиеся в мозгу заставляют работать мозг (определенные его участки) как орган речи.

Значение этого фактора для воспитателя обязательно: ребенка надо учить артикулировать звуки речи, «моделировать просодемы, т.е. надо помочь ему усвоить «материю языка; иначе он не сможет усвоить речь. Это закономерность.

К артикуляционным органам относятся язык, губы, зубы, голосовые связки, легкие, а при освоении письменной речи участвуют глаза, рука, пальцы пишущей руки. Пальцы пишущей руки являются не только органом письменной речи, но и влияют на развитие речи устной.

Физиологи специальными экспериментами подтвердили роль пальцев ребенка как речедвигательного органа и объяснили причину этих явлений. Ученые обследовали более 500 детей в различных детских учреждениях и установили закономерность: уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Следовательно, детей надо учить правильным речедвижениям, а стимулировать речедвижения помогает тренировка тонких движений пальцев рук.

Немаловажную роль для развития устной речи играет правильная постановка дыхания. Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционных органов, и при непременном условии: через артикуляционные органы должна проходить струя воздуха, идущая из легких. Струя воздуха предназначена, прежде всего, для - дыхания; значит, ребенок должен научиться одновременно правильно и дышать, и говорить. В первые годы жизни это бывает не так просто, и тут ребенку необходимо помочь, ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ НА ДЫХАНИЕ.

Упражнения речевого аппарата должны способствовать развитию навыков модуляции голоса для выражения различных эмоциональных состояний и, в конечном счете, навыков стилистической дифференциации речи.

Поэтому на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи необходимо учить детей положительным интонациям. Это предписывает и «Программа воспитания и обучения в детских садах.

Итак, правильное развитие речедвигательных органов, их тренировка позволяет детям верно артикулировать все звуки речи родного языка, что позволяет хорошо учиться в школе.

Для произнесения одних звуков требуется простая установка артикуляционного аппарата, для произнесения других – более сложная. Поэтому малыши и усваивают сначала те звуки, которые легки для произношения, более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позже.

В процессе усвоения звуковой речи существует определенная последовательность их появления, в основе которой лежит степень артикуляционной трудности. На ранних этапах речевого развития ребенок заменяет сложные звуки простыми, т.е. их появление происходит через промежуточные звуки. Например, в 2,5 –3 года вместо звука (ш) ребенок сначала может произносить звук (т), (т') - (тапка) - вместо «шапка», в 3-4 года - (с), (с') - (сапка). Затем может быть смягченное произношение (щ) и, наконец, к 4-5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. То же самое имеет место и при усвоении других звуков. Процесс усвоения правильного произнесения звука (р) проходит через следующую систему заменителей: й-л'-л-р'-р. Конечно, данная система необязательна. Усвоение правильного звукопроизношения происходит в течение довольно длительного времени (от 3 до 5 лет), причем не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают правильно произносить все звуки (к 3-4 годам), другие усваивают их несколько позже (к 5-6 годам).

Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа:

1) подготовка артикуляционного аппарата;

2) уточнение произношения изолированного звука;

3) закрепление звука в слогах, словах, и фразовой речи.

Таким образом, типичная структура процесса изучения одного звук такова:

1. Показ, объяснение артикуляции звука (или группы родственных звуков), многократное произнесение звука педагогом (в образной форме).

2. Произношение изолированного звука детьми с одновременным упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) и выразительности речи.

3. Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа речи.

4. Упражнение в произнесении звука в словах и фразовой речи (шутки-чистоговорки, инсценировки рассказов, дидактические и подвижные игры, чтение стихотворений).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: