Методы и приемы формирования звуковой культуры речи (САМОСТОЯТЕЛЬНО).
Методика формирования звуковой стороны речи (№7)
КОСТНАЯ ПУНКЦИЯ
Оценка спинномозговой жидкости
Спинномозговая пункция
Прокол делают между III и IV поясничными позвонками. В пробирку берут 10 мл жидкости на исследование.
После извлечения иглы место прокола заклеивают. Больной в течение 2—3 часов после пункции должен лежать на животе без подушки.
Обращают внимание на ее прозрачность, цвет, скорость истечения. В норме спинномозговая жидкость имеет вид чистой воды и вытекает со скоростью приблизительно 60 капель в минуту.
Пункцию костей производят с помощью специальной иглы для получения костного мозга у доноров и исследования костного мозга у больных, чаще в гематологии.
Производят пункции грудины, подвздошной, пяточной кости, эпифиза большеберцовой кости.
Контрольные вопросы:
1. Основные принципы взятия и хранения материала на бактериологическое исследование?
|
|
2. Откуда возможно взятие материала на бактериологическое исследование (мазок)?
3. Перечислите эндоскопические методы исследования?
4. Какие методы исследования крови вы знаете (4)?
5. Какие методы количественного определения форменных элементов в моче вы знаете (3)?
6. Какая порция при дуоденальном исследовании содержит пузырную желчь?
7. Назовите рентгенологические методы исследования желчного пузыря и желчных протоков?
8. Перечислите пункции, которые вам известны?
9. С помощью какого исследования можно оценить функциональное состояние почек?
10. Какой аппарат используется при плевральной пункции?
Ответы на контрольные вопросы:
1. Стерильность и скорость доставки в лабораторию.
2. Конъюнгтива, носоглотка, зев, уретра, влагалище, прямая кишка.
3. Бронхоскопия, гастроскопия (эзофагогастроскопия), ректороманоскопия, колоноскопия, цистоскопия в урологии, гистеро- и кольпоскопия в гинекологии.
4. Морфологический (общий клинический), биохимический, серологический, бактериологический.
5. Методы Каковского-Аддиса, Нечипоренко, Амбюрже.
6. Порция В.
7. Холецистография и холеграфия.
8. Абдоминальная, плевральная, спиномозговая (люмбальная), костная (стернальная и т.п.)
9. Проба Зимницкого.
10. Аппарат Потена.
1. Особенности формирования звукопроизношения в процессе развития ребенка.
2. Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи.
Способность к усвоению речи зависит от натренированности (готовности) мускулатуры органов речи к выполнению речевых действий. Это первая закономерность усвоения речи. Из нее вытекает принцип внимания к «материи языка», которым прежде всех других принципов методики руководствуются при отборе речевого учебного материала для практических тренировок, развивающих произносительные навыки обучаемых.
|
|
Этот учебный материал различается в зависимости от возраста детей.
Логопеды делят звуки речи по характеру работы артикуляционных органов, необходимой для их произнесения, на:
а) звуки «раннего онтогенеза» (онтогенез — индивидуальное развитие организма ребенка): гласные (а), (у), (и), согласные (м), (п), (б), (т), (д), (н), (г), (х), (и).
б) звуки «среднего онтогенеза»: гласный (ы); дифференциация по мягкости и твердости усвоенных согласных; (л); озвончение всех согласных;
в) звуки «позднего онтогенеза»: (р), (ш), (ж), (щ), (которые требуют поднятия передней части языка), (л), (л'), (ц).
В этой классификации звуков речи одновременно содержится указание и на возраст ребенка, когда ему становятся доступными определенные артикуляции. В соответствии с указанным делением намечаются звуковые упражнения для детей разных возрастов.
Поскольку ребенок еще не умеет владеть своими артикуляционными органами, сначала он учится слышать слово (речь), а затем произносить его. Однако слуховой образ слова и его мышечный образ у ребенка создаются одновременно, другое дело, что «мышечный образ слова на первых порах бывает очень неточным.
Известно, что дети третьего, четвертого и даже пятого года жизни, не умеющие правильно произносить те или иные слова, тем не менее, имеют их правильные слуховые образы и замечают, когда взрослые искажают эти слова.
Лидия Прокофьевна Федоренко в книге «Закономерности усвоения родной речи приводит такие примеры.
Коля (3 года) произносит свое имя как «Холя». Соседка часто встречает его с насмешкой: «Ну, здравствуй, Холя!» Малыш сердито хмурится, сжимает кулачки, пытается образумить непонятливую женщину: - «Я не Холя, я Хо..Холя!»
Толя. (3 года 2 месяца) называет помидоры -«опиндоры». Его тетка ведет по огороду и шутит с ним: -Толенька, сорвал бы ты себе и мне по опиндору.
- Ну, кто так говорит, - сердится мальчик, - скажи апин.. апир..- скажи, как надо!»
Следовательно, чувственная основа речи для каждого человека - это его ощущения: слуховые и мышечные (речедвигательные). По данным физиологов именно речедвижение, «отдающиеся в мозгу заставляют работать мозг (определенные его участки) как орган речи.
Значение этого фактора для воспитателя обязательно: ребенка надо учить артикулировать звуки речи, «моделировать просодемы, т.е. надо помочь ему усвоить «материю языка; иначе он не сможет усвоить речь. Это закономерность.
К артикуляционным органам относятся язык, губы, зубы, голосовые связки, легкие, а при освоении письменной речи участвуют глаза, рука, пальцы пишущей руки. Пальцы пишущей руки являются не только органом письменной речи, но и влияют на развитие речи устной.
Физиологи специальными экспериментами подтвердили роль пальцев ребенка как речедвигательного органа и объяснили причину этих явлений. Ученые обследовали более 500 детей в различных детских учреждениях и установили закономерность: уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Следовательно, детей надо учить правильным речедвижениям, а стимулировать речедвижения помогает тренировка тонких движений пальцев рук.
Немаловажную роль для развития устной речи играет правильная постановка дыхания. Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционных органов, и при непременном условии: через артикуляционные органы должна проходить струя воздуха, идущая из легких. Струя воздуха предназначена, прежде всего, для - дыхания; значит, ребенок должен научиться одновременно правильно и дышать, и говорить. В первые годы жизни это бывает не так просто, и тут ребенку необходимо помочь, ПРИВЕДИТЕ ПРИМЕРЫ УПРАЖНЕНИЙ НА ДЫХАНИЕ.
|
|
Упражнения речевого аппарата должны способствовать развитию навыков модуляции голоса для выражения различных эмоциональных состояний и, в конечном счете, навыков стилистической дифференциации речи.
Поэтому на занятиях по воспитанию звуковой культуры речи необходимо учить детей положительным интонациям. Это предписывает и «Программа воспитания и обучения в детских садах.
Итак, правильное развитие речедвигательных органов, их тренировка позволяет детям верно артикулировать все звуки речи родного языка, что позволяет хорошо учиться в школе.
Для произнесения одних звуков требуется простая установка артикуляционного аппарата, для произнесения других – более сложная. Поэтому малыши и усваивают сначала те звуки, которые легки для произношения, более сложные в артикуляционном отношении звуки появляются позже.
В процессе усвоения звуковой речи существует определенная последовательность их появления, в основе которой лежит степень артикуляционной трудности. На ранних этапах речевого развития ребенок заменяет сложные звуки простыми, т.е. их появление происходит через промежуточные звуки. Например, в 2,5 –3 года вместо звука (ш) ребенок сначала может произносить звук (т), (т') - (тапка) - вместо «шапка», в 3-4 года - (с), (с') - (сапка). Затем может быть смягченное произношение (щ) и, наконец, к 4-5 годам он может усвоить этот звук и правильно его произносить. То же самое имеет место и при усвоении других звуков. Процесс усвоения правильного произнесения звука (р) проходит через следующую систему заменителей: й-л'-л-р'-р. Конечно, данная система необязательна. Усвоение правильного звукопроизношения происходит в течение довольно длительного времени (от 3 до 5 лет), причем не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают правильно произносить все звуки (к 3-4 годам), другие усваивают их несколько позже (к 5-6 годам).
|
|
Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа:
1) подготовка артикуляционного аппарата;
2) уточнение произношения изолированного звука;
3) закрепление звука в слогах, словах, и фразовой речи.
Таким образом, типичная структура процесса изучения одного звук такова:
1. Показ, объяснение артикуляции звука (или группы родственных звуков), многократное произнесение звука педагогом (в образной форме).
2. Произношение изолированного звука детьми с одновременным упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) и выразительности речи.
3. Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа речи.
4. Упражнение в произнесении звука в словах и фразовой речи (шутки-чистоговорки, инсценировки рассказов, дидактические и подвижные игры, чтение стихотворений).