double arrow

Равновесная цена

Равновесная (рыночная) цена устанавливается под воздействием спроса и предложения.

При данной равновесной цене Pжелание и готовность покупателей приобрести товар, а также желание и готовность продавцов его продать совпадают (равновесное количество Q). Равновесие означает, что все покупатели, которые хотят и могут приобрести данный товар по цене P, приобретут его, а все продавцы, которые желают и готовы продать товар по цене P, продадут его.

Если цена вырастет и станет P, то желания продавцов и покупателей не совпадут. Покупатели будут готовы приобрести по цене Pколичество товара Q. А продавцы захотят предложить товар в количестве Q.

Q< Q- на рынке будет наблюдаться излишек товаров, равный Q- Q. Для того чтобы продать излишек товаров, продавцы предоставят покупателям скидки, цена начнёт падать до тех пор, пока не установится на уровне P.

Если на рынке установится цена P, то величина спроса будет Q, а величина предложения - Q.

Q> Q- на рынке наблюдается дефицит товаров, равный Q- Q. Для того чтобы приобрести товары, потребители готовы платить большую цену, чем P.

На рынке действует закон рыночного ценообразования, который состоит в следующем:

1). цена на рынке стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению;

2). если под воздействием неценовых факторов произойдёт изменение в спросе, то установится новая равновесная цена, соответствующая новому состоянию спроса и предложения.

Выделяют эластичность спроса по цене, или ценовую эластичность. Эта величина показывает, насколько изменится в процентном соотношении величина спроса на товар при изменении его цены.

E=

Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной, потому что, если цена товара снижается, величина спроса растёт, и наоборот. Однако для оценки эластичности используется абсолютная величина, то есть модуль.

Если >1, то спрос является эластичным, то есть изменение цены на 1% привело к изменению количества больше, чем на 1%; если <1, то спрос неэластичен, то есть изменение цены на 1% приводит к изменению количества меньше, чем на 1%; при =1 говорят о единичной эластичности, то есть изменение цены приводит к такому же изменению количества.

Существует 2 крайних случая:

1). абсолютно эластичный спрос, то есть существует только одна цена, при которой товар будет покупаться. Любое изменение цены приведёт либо к полному отказу от товара, либо к неограниченному увеличению спроса;

2). абсолютно неэластичный спрос, то есть изменение цены не отражается на величине спроса.

Эластичный спрос:

Неэластичный спрос:

Чтобы измерить эластичность спроса по цене, используют коэффициент точечной эластичности:

E=

Данный показатель будет различным в зависимости от того, какую точку принять за начало отсчёта:

- если точку А, то коэффициент эластичности будет иметь одно значение;

- если точку В, то другое.

Поэтому применяется формула дуговой эластичности:

E=

На участке эластичного спроса снижение цены приведёт к увеличению общей выручки за счёт значительно возросшего объёма продаж. На участке неэластичного спроса к увеличению выручки приведёт повышение цены, поскольку объём продаж сократится незначительно.

Факторы, влияющие на эластичность спроса:

1). наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, способных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателей отказаться от приобретения конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на этот товар, и наоборот;

2). фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Это объясняется тем, что с течением времени, каждый потребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители;

3). значимость товара. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен, спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен.

Кроме ценовой эластичности, выделяют также эластичность спроса по доходу:

E=

Измерив эластичность по доходу, можно определить, относится ли данный спрос к категории нормальных (рост доходов приводит к росту спроса) или низших (когда реакция обратная).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: