Для управления поведением человека большое значение имеет уровень притязаний личности. Стремление к собственной значимости – это одна из черт, отличающих человека от животных.
В социальной психологии имеется формула:
УРОВЕНЬ САМОУВАЖЕНИЯ = УСПЕХ: ПРИТЯЗАНИЯ
Из неё видно, что чем больше успех, тем выше уровень самоуважения и наоборот. Следовательно, самый верный путь к повышению самоуважения – это успешная работа. Она во многом зависит от правильной организации труда. Таким образом, уровень самоуважения работников, с одной стороны, зависит от менеджера и от организации в целом. С другой стороны, человек познаёт себя путём анализа своей деятельности, а значит уровень самоуважения зависит также и от адекватности самооценки человека.
Теория самопознания – одно из важных достижений психологии ХХ века. Она имеет три принципа:
1) принцип веры состоит в том, что всё в чём человек убеждён для него истинно. Он верит не в то, что видит, а в то, в чём убеждён.
2) принцип ожидания состоит в том, что поведение людей обусловлено их ожиданиями и тем, чего от них ожидают другие. Например, амбициозному менеджеру нужны многообещающие сотрудники и наоборот.
3) принцип согласования внешнего мира с внутренним. Внешний мир лишь отражает внутренний и поэтому поведение зависит от личности.
Самопознание состоит из трёх элементов:
1) Идеальное представление человека о себе – это цели, ценности, позитивные ожидания, т.е. всё, чем человек восхищается в других. Люди развиваются в направлении идеального представления о себе. Если кому-то сказать, что он хорошо поработал и сможет ещё лучше, это сильно повысит его идеальную самооценку.
2) Образ самого себя – это то, как человек видит себя в настоящем, как себя оценивает.
3) Чувство собственного достоинства. Существует прямая зависимость между чувством собственного достоинства, личностью настроем и установкой. Чем выше у человека чувство собственного достоинства, тем больше нравственных качеств он проявляет и тем эффективней его работа.
На самооценку человека влияют два вида страха: во-первых, боязнь сбоя (у людей, часто терпевших неудачи в прошлом и добившихся некоторой стабильности в настоящем) и во-вторых, боязнь критики, осмеяния – боязнь потерять статус, престиж, поощрение и т.д. Это свойственно людям, которые оценивают себя прежде всего основываясь на том, какого мнения придерживаются о них окружающие, коллеги, друзья и т.д.
Оба вида страха могут быть весьма эффективны при использовании для управления поведением в организации.