Искусственные и естественные системы

(обобщенное понятие системы)

Один из основных признаков систем состоит в том, что каждая из них имеет определенную структуру. Это понятно, когда речь идет об искусственных системах, т.е. системах, создаваемых человеком. Однако все не так просто, когда мы встречаемся с естественной структурированностью реальных природных объектов. Очень стройно устроена Солнечная система, весьма целесообразно – человеческий организм, т.е. здесь налицо необходимые признаки систем. Но из первого определения следует, что система – это средство достижения цели. И тогда возникает вопрос - на достижение каких целей направлено функционирование этих систем, и если эти цели существуют, то кто их поставил?

Религия объясняет все это существованием «высшего разума». Однако современная наука такой подход отвергает. Она говорит, что никакого «высшего разума» нет, поскольку его существование не доказано, а значит, не соответствует действительности. Не ставя под сомнение этот подход в целом, нужно отметить, что и к такой постановке вопроса нужно подходить осторожно. Не надо путать действительно объективные свойства природы с имеющимися у нас знаниями о них. Если мы что-то не в состоянии рационально объяснить, мы очень часто отвергаем и сам факт. А это явно не научный подход. Ведь еще в III веке н.э. известный философ того времени блаженный Августин говорил: «Когда мы сталкиваемся с «чудесами», то эти чудеса противоречат не природе, а нашим знаниям о ней».

Но вернемся к системам. Если все же считать, что реальные объекты, несмотря на все признаки системности, системами не являются, поскольку отсутствуют цели их создания, то сразу же появляются трудности. Как, например, быть с системой, о которой точно известно, что это система, но цель ее неизвестна (достаточно представить себе некий прибор, назначение которого вам неизвестно).

Выход из положения находится вот в чем. Зададим себе такой вопрос: а почему бы не предположить, что могут существовать системы, цель создания которых существует, но нам она неизвестна и мы не знаем, кто ее поставил. И тогда мы приходим к необходимости признать, что существуют не только искусственные, т.е. созданные человеком, но и естественные, т.е. возникшие в природе без участия человека, системы.

Ну, и если уж идти в этом направлении, то надо идти до конца. Чтобы естественные системы отвечали первому определению, необходимо расширить и само понятие цели. Цель искусственной системы представляет собой идеальный образ будущего состояния системы. Назовем такую цель субъективной. Теперь представим себе, что система и окружающая среда естественным образом пришла в некоторое состояние. По отношению к прошлому моменту это реализовавшееся затем состояние системы можно рассматривать как ее объективную цель.

Итак, мы пришли к выводу, что любой объект можно рассматривать как систему.

Искусственные системы преследуют субъективную цель, которую ставит человек, а естественные – соответствуют объективной цели, которую ставит и реализует природа. Наличие субъективных и объективных целей - есть одно из проявлений общности и различия между системностью мышления и системностью мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: