Особенности ценообразования в условиях свободной конкуренции

Для определения особенностей ценообразования на конкрет­ном рынке (например, экспедиторских услуг) рассмотрим следу­ющие понятия:

· средний доход AR (общий объем, деленный на объем проданной продукции или услуг);

· предельный доход MR (изменение общего дохода в результате продажи дополнительной единицы товара или услуги);

· средние (АС) и предельные (МС) издержки (по аналогии с вышеприведенными понятиями);

· VC и FC - переменные и условно-постоянные издержки (соответственно);

· AVC и AFC - соответственно средние переменные и средние
условно-постоянные издержки.

Равенство MR = МС является условием максимизации при­были для любой фирмы, независимо от рыночной структуры, в которой она функционирует. Однако правило MR = МС = Р — это условие максимизации прибыли, действующее для фирмы, функционирующей в условиях совершенной конкуренции.

В условиях свободной конкуренции на рынке ни одна фирма не может контролировать процесс ценообразования. Цены же складываются исключительно под влиянием спроса и предложе­ния. Рыночное равновесие в условиях свободной конкуренции необходимо рассматривать с двух сторон: с точки зрения отрасли (рис. 6.2) и фирмы (рис. 6.3).

Объем производства фирмы опре­деляется ее предельными издержками и рыночной ценой. Кривая предложения конкурентной фирмы есть часть кривой кратко­срочных предельных издержек (МС) конкурентной фирмы, рас­положенная выше точки минимума кривой средних переменных издержек (AVC).

Рис. 6.2. Равновесная рыночная Рис.6.3. Спрос (D) на продукцию
цена в условиях отраслевого рынка и предложение фирмы,

совершенной конкуренции действующей на рынке

совершенной конкуренции

На конкурентном рынке фирма, руководствуясь текущей це­ной, выступает как «прайстейкер» (фирма, которая не может вли­ять на цену своего продукта и «соглашается» с ценой рынка). При этом потребительский выбор характеризуется горизонтальной кривой спроса (D). Поэтому средний доход AR фирмы и ее предельныйдоход MR равны рыночной цене продукта и совпадают с кривой спроса (см. рис. 6.2 и 6.3). Общий доход TR растет по мере увеличения объема проданной продукции.

В условиях совершенной конкуренции фирма максимизирует свою прибыль, выбирая такой объем производства (q), при кото­ром, как уже было сказано, MR = МС = Р. Максимум прибыли в этом случае не означает положительную экономическую прибыль. Под экономической прибылью понимается разница между валовой вы­ручкой и суммой явных и неявных (вмененных) издержек фирмы; нулевая экономическая прибыль означает, что фирма получает только нормальную (бухгалтерскую) прибыль — как разницу между валовой выручкой и хозяй­ственными издержкам.

Если цена продукта на краткосрочном временном интервале пре­вышает средние издержки на его производство, то фирма полу­чает прибыль, если цена точно равна средним издержкам, то фирма обеспечивает самоокупаемость производства, т.е. получает нулевую прибыль. Если рыночная цена оказывается ниже сред­них издержек, то фирма несет убытки; производство временно прекращается, если цена товара падает ниже минимального уровня средних переменных издержек (см. рис. 6.4).

С точки зрения фирмы (см. рис. 6.3), спрос полностью эласти­чен по цене. Это объясняется тем, что в условиях свободной кон­куренции на рынке действует множество фирм, причем ни одна не контролирует сколь бы то ни было значительной доли рынка, позволяющей ей воздействовать на цену. И если увеличение про­изводства не приводит к изменению данной ситуации, т.е. если условия свободной конкуренции сохраняются, то при расшире­нии выпуска продукции фирме совершенно необязательно ме­нять цены.

Для отрасли же (см. рис. 6.2) имеет место хорошо зна­комая обратно пропорциональная зависимость спроса от цен. Если предложение товаров отраслью в целом (а не отдельными фирмами) возрастет, то рыночная цена снизится, причем для всех фирм, вне зависимости от того, как изменится объем производ­ства данной конкретной фирмы. Кривые рассматриваемых гра­фиков (рис. 6.2 и 6.3) совместимы не только логически, но и ма­тематически.

Графики на рис. 6.4 характеризуют оптимальный объем произ­водства при сложившихся ценах (МС = Р). Рыночная цена ОА покрывает все затраты, как постоянные, так и переменные, и приносит фирме определенную прибыль.

При этом переменные затраты представлены в виде четырехугольника ОЕКН, постоян­ные — ENDK, прибыль — NABD (заштрихованная площадь). Нетрудно заметить, что если фирма увеличит количество выпус­каемой продукции, ее прибыль снизится, так как предельные из­держки будут либо больше, либо меньше цены, в точке равнове­сия.

Рис.6.4. Фирма в условиях совершенной конкуренции, максимизирующая экономическую прибыль (при Р > АС)

График на рис. 6.5 иллюстрирует положение фирмы, которая несет убытки (заштрихованная площадь), поскольку рыночная цена ниже ее средних издержек. Но, несмотря на это, фирма на­шла оптимальный объем производства. Если в первом случае оп­тимизация заключается в максимизации прибыли, то здесь она состоит в минимизации убытков.

Производство в краткосрочном периоде имеет смысл, даже если цена не покрывает полностью всех затрат. Достаточно, чтобы она была больше переменных издержек (AVC) и вносила некото­рый вклад в покрытие постоянных. Постоянные расходы (AFC) действующему предприятию придется нести в любом случае, поэтому любое превышение цены над ними будет выгодным. Таким образом, можно сказать, что поведение фирмы в условиях свободной конкуренции определяется максимизацией дохода (вы­ручки), а не максимизацией прибыли. Абсолютно неприемлемым производство становится только тогда, когда цена опускается ниже уровня средних переменных затрат (AVC).

Рис.6.5. Фирма в условиях совершенной конкуренции, минимизирующая убытки (при Р < АС), продолжающая производство

У каждой фирмы, желающей достичь оптимума при свободной конкуренции, предельные издержки определяют ее объем производства или, что то же самое, - ее предложение (рис. 6.6). Тогда кривая предложения отрасли может быть получена путем сумми­рования кривых предельных издержек фирм, действующих на этом рынке.

При одинаковом объеме производства (рис. 6.6, где показаны кривые предельных издержек двух фирм — 1 и 2) предельные из­держки фирмы 2 меньше, чем фирмы 1. Однако при оптимальном объеме производства, определяемом соотношением спроса и предложения отрасли, они равны, так как низкие затраты позво­ляют фирме 2 выпускать больше продукции, чем производит фирма 1. Поэтому в условиях свободной конкуренции затраты на изготовление последнего изделия (предельные издержки) одина­ковы для всех производителей вне зависимости от уровня их средних затрат. Исходя из того, что предельные издержки определяют цену продукции и одинаковы для всех фирм, можно утверждать, что они определяют цену и на отраслевом рынке совершенной конкуренции.

О

Рис. 6.6. Предельные издержки двух фирм, действующих на отраслевом рынке совершенной конкуренции

В результате предельные издержки изменяются так, что их но­вый уровень будет соответствовать новому уровню цен. Таким образом, в условиях свободной конкуренции рынок всегда нахо­дится в состоянии равновесия (правда, не статического, а дина­мического), а размер выпуска продукции фирмы — оптимальный при условии МС = MR=Р. Однако это условие оптимальности не означает, что фирмы в любом случае получают прибыль. Все за­висит от соотношения спроса и предложения. Если спрос велик, то высокими будут и равновесные цены. Следовательно, фирмы получают относительно большую прибыль. Если спрос снижа­ется, то цены падают, а фирмам приходится либо приспосабли­ваться к низким ценам (в том числе нести убытки), либо уходить с рынка. В условиях свободной конкуренции предложение от­дельных фирм не оказывает существенного воздействия на ры­ночное равновесие. На него может повлиять предложение отрасли в целом, меняющееся в результате изменения цен, ресурсов про­изводства, природно-климатических факторов и т.п.

Анализ ценообразования при свободной конкуренции позво­ляет сделать вывод, что на рынке каждого товара (в том числе ло­гистических услуг) должна быть единая цена. Такое заключение, однако, в большинстве случаев противоречит действительности. Дело в том, что единая цена возможна лишь в случае, когда у всех покупателей и продавцов на рынке (например, транспортных услуг) имеется вся полнота конъюнктурной информации. Подобная точная информация может быть доступна лишь на вы­сокоорганизованных рынках (например, при биржевой торговле сырьевыми товарами, обеспеченной необходимыми средствами связи). Если же этого нет, то на рынке одного товара возможно установление нескольких цен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: