Вопрос. Профессиональные и личностные качества социального педагога

Педагога.

Вопрос. Структура профессиональной деятельности социального

Любая деятельность имеет процессуальный характер, а следовательно имеет свою структуру, которая определяет взаимосвязь и взаимообусловленность определенных компонентов деятельности.

Под структурой в ообще понимается совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение его основных свойств. Тогда социально-педагогическая работа –это определенная система,включающая в себя ряд взаимосвязанных компонентов: субъект, объект, цель, содержание, управление, и связывающие их в единое целое средства и функции. Все компоненты между собой взаимосвязаны. Любая деятельность совершается от субъекта к объекту. И все же главным фактором является объект, который определяет суть и содержание деятельности.

Отдельные ученые отмечают, что в основе социально-педагогической деятельности лежит действие. Тогда СПД состоит из цепочки взаимосвязанных действий, которые и образуют ее структуру. Марков А.К. и Минина Л.М. выделяют три основных компонента в структуре СПД:

1. Мотивационно- ориентировочный (ориентировка в обстановке, постановка целей и задач, возникновение мотива к деятельности);

2. исполнительское звено (реализация намеченного плана действий);

3. контрольно-оценочное звено (результат)

(составить конспект: см. источник 4)

В своей профессиональной деятельности социальный педагог обязан руководствоваться Законами РБ:

· Кодексом Об образовании Республики Беларусь

· «О правах ребенка»;

· Конвенцией ООН о правах ребенка,

· нормативными актами, правилами внутреннего распорядка своего учреждения.

Чтобы успешно решать профессиональные задачи стоящие перед социальным педагогом он должен обладать:

1. Системой профессиональных знаний (включая цикл гуманитарных дисциплин, общенаучных и общепрофессиональных дисциплин, специальные дисциплины и дисциплины специализации);

2. Практических умений и навыков (профессиональные умения СП можно сгруппировать и выделить их следующие виды: аналитические, прогностические,проективные,коммуникативные,рефлексивные,организаторские,гностические). См. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога.-М.,2001.-с40-42.

3. Соблюдать этические принципы, которые отражены к Кодексе этики СР.

4. Обладать определенными личностными качествами, т.е. иметь определенные харизматические данные и личностную привлекательность

5. Профессиональной культурой.

6. Узаконенными полномочиями, которые отражены в квалификационной характеристике специалиста.

7. Огромное значение имеет также и статус и репутация профессии в обществе.

Требования к профессиональным ЗУН социального педагога в значительной степени обуславливаются назначением специалиста и его должностными обязанностями. Согласно, Образовательного стандарта специалист должен быть подготовлен для преподавательской, методической, организационно-управленческой, лекторско -просветительской работы в области среднего образования, научно-исследовательской деятельности.

Социальный педагог должен соответствовать следующим общим требованиям к специалисту:

· иметь высокий уровень гуманитарных, общенаучных, общепрофессиональных, специальных знаний;

· иметь фундаментальную научную, методическую и практическую подготовку, должен уметь самостоятельно принимать профессиональные решения, непрерывно пополнять свои знания, анализировать исторические и современные проблемы экономической и социальной жизни общества;

· должен владеть государственным языком, уметь использовать в профессиональной деятельности как минимум один иностранный язык;

· обладать потребностями в постоянном профессиональном и, культурном и физическом самосовершенствовании.

Профессиональные знания социального педагога можно представить в виде определенной иерархии:

* теоретико-методологические

* методические знания

* прикладные.

СП должен знать:

· основные закономерности развития личности;

· законодательно-нормативные документы РБ в области образования, воспитания, охраны прав и интересов детей;

· социально-педагогические, этнокультурные, демографические, экологические особенности среды в которой осуществляет СПД;

· состояние и тенденции развития детско-юношеских движений, формирований и объединений;

· прогрессивный опыт и практику СПД за рубежом;

· систему планирования и организацию деятельности СП;

· систему социально-педагогической деятельности с семьей, детьми-сиротами, подростками девиантного поведения;

· специфику работы в социальной среде;

· специфику потребностей, интересов, установок детей и молодежи и т.д.

СП должен уметь:

· уметь осуществлять диагностику микросреды, семьи, детского коллектива;

· уметь вести социально-педагогическую работу с учетом этнографической, демографической, социальной ситуации;

· уметь применять теоретические знания в практической деятельности;

· уметь анализировать социально-педагогическую деятельность, ее результативность;

· уметь выявлять потребности детей, определять их реальность;

· уметь планировать, проектировать собственную деятельность;

· уметь обеспечивать связи между личностью и микросредой, детьми и взрослыми;

· уметь обеспечивать посредничество между личностью и семьей;

· уметь использовать передовой отечественный и зарубежный опыт в области СПД;

· уметь работать в условия неформального общения;

· уметь формировать гуманные, воспитывающие отношения в социуме, создавать условия для личностной самореализации;

· уметь разрабатывать и вести программы по социальному воспитанию, социально-педагогической, адаптационной, реабилитационной, коррекционной работе и т.д.

Профессиональные умения СП можно сгруппировать и выделить их следующие виды:

аналитические - теоретический анализ процессов, происходящих в социуме и оказывающих негативное влияние на клиента; анализ состояния клиента и его окружающего социума, вычленение проблемы клиента, анализ совместной деятельности по разрешению проблемы;

прогностические - прогнозирование решения проблемы клиента посредством вовлечения его в специально организованную деятельность с учетом возникшей проблемы. Предполагают выдвижение цели, задач деятельности, отбора способов достижения цели, предвидение результатов, учет возможных отклонений от достижения цели, определение этапов деятельности;

проективные – определение конкретного содержания деятельности, осуществление которой обеспечит планируемый результат;

Коммуникативные умения- владение культурой межличностного общения;

рефлексивные умения—самоанализ собственной деятельности, осмысление положительных и отрицательных сторон,полученных результатов;

организаторские;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: