Мотивация достижения целей

«Вы можете привести лошадь к воде, но вы не можете вынудить ее пить. Она будет пить, только если измучена жаждой». Так же и с людьми. Они будут делать то, что они хотят делать или то, что их сильно мотивируют делать. Их могут побуждать как внутренние, так и внешние мотивации.

Мотивация — стимулирование к деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей. Мотивация – это внутренний процесс сознательного выбора человеком того или иного варианта поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов.

Мотивы деятельности человека могут быть

· экономическими - возможность получить материальные выгоды, повышающие благосостояние человека;

· неэкономическими, являясь косвенными, облегчают получение, прямых материальных выгод и духовных благ, большего свободного времени.

Этапы мотивации как процесса:

· первый - возникновение потребностей; человек ощущает, что ему чего-то не хватает, он решает предпринять какие-то действия;

· второй - осуществляется поиск путей удовлетворения потребностей;

· третий - определение целей (направлений) действия, т. е. выясняется, что именно и какими средствами можно сделать, чтобы удовлетворить потребность.

· четвертый - реализация действия, т.е. затрата усилия для осуществления действия, позволяющего удовлетворить потребность;

· пятый - получение вознаграждения за реализацию действий; выполнив определенную работу, человек получает то, что поможет удовлетворить его потребность;

· шестой - удовлетворение потребности.

При этом человек или прекращает деятельность до возникновения новой потребности или продолжает искать новые возможности.

Вознаграждение - это то, что человек считает ценным для себя. Понятия ценности у людей разнятся, и оценка вознаграждения у них различна. Виды:

· внутреннее вознаграждение - удовлетворение, которое приносит сама работа: чувство достижения результата, содержательности и значимости выполняемой работы, самоуважения, дружба и общение, возникающие в процессе работы, создание соответствующих условий работы и точная постановка задачи.

· внешнее вознаграждение дается организацией: зарплата, продвижение по службе, символы служебного престижа, похвалы и признание, свободное время, дополнительные выплаты и отпуска.

Основные стратегии мотивирования, которые могут меняться в зависимости от ситуации в той или иной организации.

· положительное подкрепление / высокие ожидания;

· эффективная дисциплина и наказание;

· справедливые отношения с людьми;

· удовлетворение нужд служащих;

· грамотная постановка рабочих целей;

· реструктурирование рабочих мест;

· вознаграждение за выполнение работы.

Фактически, задача менеджера по персоналу — сделать так, чтобы интересы работника и руководства организации были учтены в равной степени.

Для построения успешной системы стимулирования труда необходима диагностика мотивов в профессиональной деятельности. Кроме опросников на выраженность основных мотивов профессиональной деятельности, принято диагностировать работников на мотивацию достижения успеха, избегания неудач, на направленность личности. (Менеджер должен знать, через какие личностные особенности анализируется тот или иной мотив работника. Одни люди приходят на работу добиваться головокружительных успехов, другие могут простоять всю жизнь за одним станком и радоваться этой неторопливой и спокойной работе).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: