Лекция 2. Историко-философское введение

Историко-философское введение.

I. Философия Древнего Востока.

Возникла 1 тыс до н.э. – в себе содержали многочисленные остатки мифологии, значительно отл. от западной – была ориентирована на человека, его внутренний мир (на Западе – природа, человек – в меньшей степени)

Древний Китай:

· Конфуцианство

· Даосизм

· Школа имён

· Моизм

· Легизм

· Эклектики

Начала философского мышления – период 100та школ – произведения неизвестных авторов – классические книги китайской образованности. Одни полагали, что автор этих книг – Конфуций.

Книга перемен – 12-6 вв. до н.э. Содержит представления о мире человека, разработан аппарат понятий. 64 дексограммы – символов, образованных комбинацией 6-ти линий. Стали выполнять роль 64 категорий мира в движении к универсальному единству.

2 понятия:

§ «инь» - пассивное, ожидающее, тёмное, и

§ «янь» - активное, всепроникающее, освещающее путь к познанию вещей.

Диалектическая идее движения в едином. Путь дао – путь вещей и мира в движении.

100 школ – расцвет кит. философии – при Цинь.

Затем её сменила Хань – отразилось на философии.

Конфуцианство – Кун Цзы (Конфуций) - 551-479 гг. до н.э.

Учитель, Чиновник, Странствующий философ.

Его философия – теория организации общества. Сосредоточена на этических правилах, соц. нормах и регулировании управления. Онтология – второстепенна. Записи его изречений – книга Лунь Юй (или типа того). В его этике личность является таковой не для себя, а для общества. Индивид – функция в механизме общества. Порядок восстанавливается в результате идеальной всеобщности, отношения чел-ка к природе и др. чел-ку. Порядок - этическая категория, дополняется к добродетели, исполнение ф-ии на основе порядка приводит к появлению человечности.

Принципы:

§ помогай другим достичь того, чего сам хочешь;

§ не делай другим то, чего не хочешь себе;

§ человек должен поступать так, как велит порядок и его положение;

§ путь дао – путь соблюдения порядка, путь образованности.

§ образованные обладают «дэ» - нравственной силой.

Обладающий знаниями от рождения стоит выше всех; ниже его – в процессе обучения; ещё ниже – тот, кто преобретает знания не считаясь с затруднениями, тот, кто не учится – стоит ниже всех среди народа.

Конфуцианство не столько изучало человека, сколько стремилось преобразовать его душу и тело в нужном направлении для общества, формируя искренность, преданность, ответственность. Высший моральный порядок – гуманизм, разумность, мужество, доброта, сметливость.

Политическую задачу Конфуций видел в том, чтобы упорядочить родственные отношения среди китайской аристократии, которая своими распрями ослабляла власть.

Даосизм.

Основатель – Лао Цзы (Лао Дань) – V век до н.э.

В центре внимания – природа, космос и человек. Они познаются не рациональным путём, а с помощью прямого проникновения в природу существования. Мир движется, изменяется, живёт и действует спонтанно – не подчиняясь ничему.

Лао Цзы в книге «Дао де цзи» разработал принцип дао, как всеобщий закон и источник происхождения мира, как путь. Эта книга – 2 части: 1 – о пути «дао», 2 – о силе «дэ».

Дао безымянно, проявляется везде, но не является самостоятельной субстанцией или сущностью. Оно – тождественность, одинаковость, предполагающая всё остальное. Дао – фундамент и универсальное единство мира – субстрат.

Всё в мире изменяется, всё конечно – это возможно блягодаря принципам «инь» и «янь», которые находятся в диалектическом единстве в каждом явлении и являются причиной изменения их движения. Пути дао присуща творческая сила «дэ», через которую дао проявляется в вещах при противодействии «инь» и «янь».

«Дэ» - индивидуальная конкретизация вещей. Механизм дао воплощен в отношениях неба и земли. Небесное начало – мужское (янь), земное – женское (инь)

Школа имён – ориентирована на решение проблем…

Моизм – проблемы соц. этики.

Легизм – рассматривала соц. и политические мнения в эпоху воюющих гос-в. Разрабатывала соц и упр. теорию.

Эклектики соединяли в одну систему то, что разрабатывали другие школы.

II. Древнеиндийская философия.

Буддизм.

Древнеиндийские литературные источники – упанишады. Традиция буддизма отличается тонкой техникой проникновения человека в собственный духовный мир – она позволяет оттеснить на периферию сознания всё личное и сосредоточиться на приёмах постижения истины. Её можно достигнуть лишь в тайном действии, обряде. Эти рецепты закл. в себе мистический смысл, и связаны с действием космических сил. Знание обретается в общении с мудрецом, а передача знания мудрецом требует от него длительной физической, психической и религ. подготовки.

Буддизм – основатель – Сиддхартха – сын правителя – 583-483.

Мать его умерла при родах – его воспитывал отец, изолируя его от всех болезней и несчастий – не видел людей старше себя и ничего не знал о смерти. Потом он узнал, что всё бренно, ушёл в аскезу, достиг пробуждения «бодхе», постиг правильный жизненный путь, отвергающий крайности.

В центре учения будды – 4 благородные истины:

1) жизнь есть страдание.

2) страдание имеет причину, причина страдания – желание.

3) от страдания освобождает нирвана.

4) путь к нирване – 8меричная дорога.

Восьмеричная дорога.

1) правильное мышления

2) правильная речь.

Речь безхитростная, правдивая, дружеская и точная

3) правильное действие

4) правильное распознавание

5) правильная жизнь

Соблюдение 5ти заповедей нравственности – «панчашила»

1) не вредить живым существам

2) не брать чужого

3) воздержание

4) не нести празных и лживых речей

5) бухло

6) правильный труд

7) правильные воспоминание и самодисциплина

8) правильная концентрация.

Отвергается как жизнь полная удовольствия, так и самоистязание. Внешний мир – не существует. Важна самоконцентрация. Роль в распространении ценностей – учителя-гуру. Большой грех – невежество, непонимания примата духовных ценностей над материальным.

III. Античная философия.

Древнегреческая философия – сформ. в 7-6 вв. до н.э.

Первая попытка рационального постижения мира.

Выделяются 4 основных этапа:

1) Досократовский – досократики – 7-4 вв.

Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Пифагор, Парменид, Анаксагор, Демокрит.

2) Классический – полов. 5 – 4 вв.

Протагор, софисты, Сократ, Платон и Аристотель.

3) Эллинистический – 4-2 вв. до н.э.

Киники (Антисфен, Диоген), скептики (Пиррон), эпикурейцы (Эпикур), стоики (Зенон, Хрисипп, Сенека, Лукиан, Эпиклет, Марк Аврелий)

4) Начало христианства – 1 в до н.э. – 5-6 вв. н.э.

Неоплатонизм – Лотин

1) Досократовский – досократики – 7-4 вв.

Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Пифагор, Парменид, Анаксагор, Демокрит.

Философия возн. в ионийских городах – Зап. поб. М. Азии.

Ионийская философская школа. Рабовладельч. строй, торговля, общение, влияние Вавилона, Финикии, Египта. Первые ростки философии – Гомер, Гесиод и др. Далее – Милетская школа.

Первая греческая философия - натурфилософия – главная задача – понять из чего всё: искали первопричину мира, откуда всё возникает и во что превращается.

Фалес – купец, путешественник, предсказал солнечное затмение, всё из воды – путём сгущения и разряжения, земля – диск на поверхн. воды, везде боги.

Анаксимандр: апейрон – первоисточник – из него происходит тёплое и холодное, образуются вещи, земля – цилиндр.

Анаксимен – всё из воздуха, сгущение и разржение, земля – диск в воздухе.

Гераклит – 530-480. аристократ, был у власти, считал что всё существующее приходящее и изменчиво, первовещество – огонь – он наиболее подвижен, причина вечного изменения – борьба противоположностей, душа – материальна, но и она из огня, миром правит логос – закон, необходимость, всё течёт, нельзя дважды войти в одну реку, в основе мышления – ощущения, логос – основа всеобщности и источник познания. Стихийный материализм соединён с диалектикой. Философия Гераклита – вершина стихийного диалектического понимания мира во всей античной философии.

Пифагор – 570-500. Происходил из Регии, Пифагор – прозвище – «убеждающий речью», учеи Анасимандр, считался мудрецом, чудотворцем. Прожил 22 года в Египте, посетил Финикию, затем – в Южно-Итальянском Кротоне – основал общество пфагорейцев. Ничего не писал – только читал лекции – они до нас и дошли. Лекции о природе, душе, гос-ве, мире, воспитании. Он первый назвал вселенную космосом – упорядоченная, единая. Первый окрестил себя философом – до этого были мудрецы. Особо занимался сущностью бытия. Суть бытия – множественность чувственных элементов. Множество надо объяснять единым. Число – принцип всего сущего. Бог – число чисел. Он геометризировал физический мир: земля из кубиков, огонь из тетраэдров, 1 – точка, 2 – линия, 3 – плоскость, 4 – тело. Всё имеет своё число, душа – самодвижущееся число. Он положил начало аналитической геометрии.

Анаксагор – 500-428 – идеолог рабовладельческой демократии, его обвили в безбожии, приговорили к казни, он бежал. Признавал бесконечное качественное разнообразие бесконечно делимых первичных элементов материи – семена вещей, геометрии – из их сочетания образовывались все вещи, движущей силой считал «нус» - ум – тончайшее вещество. Его космогония объясняла возникновение небесных тел из первичного беспорядочного движения частиц вещества. Он объяснил солнечное затмение тем, что солнце загораживается луной. Нус – ум – с именем Анаксагора связывают зарождение евр. интеллектуализма.

Демокрит – основатель атомистического учения. Мир состоит из атомов – неделимх физических первоэлементов. Между атомами – пустое пространство. Движение и столкновения различных атомов образует всё. Он дал и атомистическое обоснование ощущений. Он считал, что от вещей истекают атомы, которые действуют на чувства, душа – принцип движения тела, душа – дыхание, движение, жизнь тела. У него впервые дана биологическая (телесная) хар-ка души. Боги – из огненных атомов и живут дольше людей – они смертны.

Школа Элеады: Ксенофан, Парменид, Ксинон, Мелисс Самосский. Они подняли греческую философию до абстрактных проблем бытия и небытия, бытия и мышления. Отодвинули на 2й поан физ. и физ-мат картины мира как мнимые.

Парменид – 540-480 гг. Осн. произв. – поэма о природе. Осн. проблема – бытие и нибытие, бытие и мышление. Продолжил начатое Ксенофоном разграничение истинного бытия и неистинного бытия – реальной, доступной чувствам природы. Имеет место противопоставление реального и ирриального бытия. Создал учение о бытии – 2 часть. 1 часть – интерпретация бытия, являющегося предметом исследования истины, 2 – анализ мнения, кот. распространяется на физ. мир. Им вводится 2 осн. положения: 1) бытие есть, а небытия нет (положение истины) 2)бытия нет, а небытие – есть (ложн) Мышление применимо относительно бытия! О небытии, как о несущечтвующем, не может быть никакого мышления. Бытие вечно, неделимо, вне времени и пространства. Отрицательные черты применимы к умственной природе, но в познании природы истины нет – только кажемость – по этому бытие есть, а небытия нет, единое есть, а множественного нет. Истина выводится из метафизика, а мнение и кажимость – из физики. Бытие у него из мысли (Гегель: это – восхождение в царство идеального)

Зенон – ученик Парменида – сою задачу видел в подтверждении и обосновании учения Парменида. Зенон выразил противоречия в форме афорий (затруднений) в данных опыта и их анализа. Дихотомия – чтобы пройти расстояние – надо пройти его половину, потом половину половины, и так до бесконечности. Летящая стрела – покоится – в каждый момент времени она занимает опр. отрезок пространства – значит движение состоит из суммы состояний покоя – значит его нет. и ещё много афорий. Из бесонечной делимости пространства и из допущения делимости отдельных моментов временя вытекает: ни множество ни движение не могут быть мыслимы непротиворечиво – значит они пребывают только во времени.

2) Классический – полов. 5 – 4 вв.

Протагор, софисты, Сократ, Платон и Аристотель.

3) Эллинистический – 4-2 вв. до н.э.

Киники (Антисфен, Диоген), скептики (Пиррон), эпикурейцы (Эпикур), стоики (Зенон, Хрисипп, Сенека, Лукиан, Эпиклет, Марк Аврелий)

4) Начало христианства – 1 в до н.э. – 5-6 вв. н.э.

Неоплатонизм - Лотин


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: