Письменные источники по истории украинских земель

Письменные источники (в первую очередь, летописи) являются основным документальным материалом, который позволяет нам воссоздать страницы политической, военной, религиозно-культурной, социальной и отчасти, экономической истории земель Украины IX–XIII вв. Они содержат буквально бесценную для историка информацию. Вместе с тем, не следует забывать, что летописи были своего рода «придворными» хрониками и велись монахами. Поэтому в летописи попадали в основном события связанные с биографиями и деятельностью князей, а также с церковной историей. Хозяйственная жизнь на страницах летописей почти не рассматривается. Часть сообщений весьма тенденциозна или искажена позднейшими переписчиками.

Основоположником исследования киевских летописей был выдающийся русский ученый А.А.Шахматов, она продолжалась в советское время М.Н.Тихомировым, Б.А.Рыбаковым, А.Н.Насоновым, А.Г.Кузьминым, В.Л.Яниным, В.Т.Пашуто и др. Большое внимание изучению летописей в настоящее время уделяет украинский историк П.П.Толочко.

На украинских землях летописание велось в Киеве, Переяславле-Русском, Владимире-Волынском, Чернигове и, вероятно, в некоторых других городах, где существовали институты княжеской власти и монастыри. Лучше всего изучены киевские летописи, которые сохранились в двух основных списках – Ипатьевском и Лаврентьевском. Большой исторический материал о ранней истории Украины имеется в поздней (XVI в.) Никоновской летописи. В летописании получила распространение идея “Повести временных лет”, определенная Б.Д. Грековым как гордость за свое прошлое, опасение за будущее и призыв к защите целостности родины.

Важным письменным источником являются литературные произведения, связанные своим происхождением с Киевом. Это – “Поучение Владимира Мономаха”, “Чтении о житии и погублении… Бориса и Глеба”, “Хождении игумена Даниила”, “Слово о полку Игореве”. Данные произведения, как и летописи, проникнуты идеей единства земель всей Руси.

Ценные сведения об историии украинских земель периода Киевской Руси содержатся в “Киево-печерском патерике”. Главная идея этого произведения – подчеркнуть величие Киева как главного на Руси духовно-религиозного центра. Обширная информация по истории древнерусского права содержится в юридических памятниках - “Русских правдах” XI-XII вв. Вероятно, их также создавали при дворах великих киевских князей.

Благодаря исследованиям современных украинских ученых (С.А. Высоцкий и др.), в научный оборот введен целый корпус ранее неизвестных памятников – граффити (надписи) на стенах Софийского собора в Киеве. Их известно около 300. Они дают представления об уровне грамотности широких слоев населения Киева.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: