Асимметричность рыночной информации

Анализ механизма рынка исходит из предположения, что участники рынка при принятии решений в полной мере информированы о качестве товаров на рынке и факторах производства. В действительности такая информация индивидуальна, либо вообще не доступна, либо ее получение связано с неоправданно высоким уровнем затрат. Асимметричность информации о качестве товара одна из причин отказов рынка и действий рыночного механизма.

Пример: Потребители электрических лампочек обнаружили, что бывают хорошие - долго неперегорающие лампочки и плохие, быстро перегорающие. Несмотря на их одинаковые цены и одинаковый внешний вид.

Учитывая различия в потребительских свойствах, покупатели согласны платить за хорошие лампы 150 единиц, а за плохие 75 единиц.

Производители лампочек готовы продавать хорошие экземпляры за 120 единиц, а плохие за 60.

Если бы качество лампочек можно было определить в момент покупки, то возникло бы два рынка, на первом бы продавались хорошие лампочки по цене от 120 до 150 единиц, а на втором рынке плохие лампочки по цене от 60 до 75 единиц. Так как лампочки неразличимы, то производители плохих лампочек могут предлагать их на рынке хороших, не оповещая об этом потребителя. В этой системе цена устойчива от 75 до 150 единиц. Если цена оказывается меньше 120 единиц, то хорошие лампочки со временем исчезают с рынка и цена установится в интервале от 60 до75 единиц.

Такое состояние рынка не является эффективным, так как с одной стороны существуют желающие покупать хорошие лампочки, с другой стороны желающие продавать их по цене от 120 до 150 единиц. Но сделка между ними осуществляться не может. В этом состоит отказ рынка. Он объясняется, на основе понятия внешнего эффекта.

Появленье на рынке плохих лампочек, не отличающихся по виду от хороших создает внешний эффект в виде дезинформации покупателей о качестве товара. В результате прекращается производство хороших лампочек.

Методы экономической теории.

Экономическая теория использует различные формы и способы, познания, которые образуют методологию включающую в себя методы ведущей хозяйственной жизни и разделяются на общенаучные и частные.

Общенаучные методы – диалектико-материальные принципы, основанные другими греческими философами и развитыми последующими поколениями ученых. Согласно им все экономические процессы противоречивы и находятся в постоянном движении при изучении этих процессов используются сочетания исторического и логического подходов.

Исторический подход помогает анализировать явления в той последовательности, в которой они возникли, развивались и сменяли друг друга.

Логический подход (теоретический) не является зеркальным отражением исторического пути изучаемых явлений, он предполагает проникновение в сущность изучаемого явления и абстрагирования, т.е. отвлечения от его второстепенных свойств. В результате возникает научное представление об этом явление, т.е. формируется логическое понятие или экономическая категория. Например товар, цена, конкуренция такой способ изучения называется методом научной абстракции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: