Каждое предприятие создает свою структуру управления, которая представляет собой совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления организацией, реализованных в конкретных организационных формах, обеспечивающих целостность управления и его тождественность.
Функции, выполняемые на предприятии, разделяются на 3 большие группы:
- Производственные функции
- Функции управления производственными функциями
- Функции управления управленческой деятельностью
К производственным функциям относятся функции основного, вспомогательного и обслуживающего производства товаров и услуг, информации или знаний.
К функциям управления относятся функции по планированию, прогнозированию, стимулированию.
К функциям управления управленческой деятельностью относятся функции стратегического управления, аудит системы управления и консультационная деятельность.
Функции управления производственными функциями:
- Планирование – функция управления, с помощью которой определяются цели деятельности и разрабатываются методы, наиболее эффективные в конкретных условиях. Начальным элементом планирования является прогнозирование.
- Организация – функция управления, задачей которой является обеспечение предприятия всем необходимым для его нормальной работы.
- Мотивация – функция управления, имеющая целью активизировать работающих и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах.
- Контроль – функция управления, задача которой состоит в количественной и качественной оценке и учете результатов работы. Главные инструменты выполнения этой функции – наблюдение, проверка. На практике различают 2 формы управленческого контроля: финансовый и административный.
- Координация – центральная функция управления, обеспечивающая ее бесперебойность и непрерывность.
Типы организационных структур (их 8):
|
|
- Функциональная (классическая) – такая структура предполагает деление организации на отдельные функциональные элементы, каждый из которых имеет четкую конкретную задачу и обязанности.
- Дивизиональная - деление организации на элементы и блоки по всем видам товаров или услуг, или по группам потребителей, или по регионам, где реализуется товар.
- Продуктовая – при которой полномочия по производству и сбыту какого-либо товара или услуги передаются одному руководителю. Пример: туристическая фирма (кто-то по Китаю).
- Региональная – обеспечивает решение проблем, связанных с учетом особенностей местного законодательства, традиций, обычаев и нужд потребителей.
- Структура, ориентированная на потребителя, ее цель – наиболее полное удовлетворение их потребностей.
- Проектная – временно создаваемая структура для решения какой-либо проблемы или осуществления сложного проекта.
- Матричная – эта структура получается в результате наложения проектной структуры на функциональную, и предполагает принцип двойного подчинения.
- Конгломератная – она предполагает соединение различных подразделений и отделов, работающих функционально, но ориентированных на достижение целей других организационных структур конгломерата.
На семинар: доклад, какие структуры управления существуют, переход от функциональной к процессной.
|
|