Введение в физиологию цнс

ФУНКЦИЙ

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ

ПРИНЦИПЫ РЕГУЛЯЦИИ

И

СИСТЕМЫ

ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ

ФИЗИОЛОГИЯ

Ю.И. Савченков

Критерии оценки

Вид работы Оценка (%) Количество Сумма (%)
  Активная работа на семинарах      
2. Выполнение письменных работ      
3. Устные ответы      
  Тестирование      
4. РК-1      
5. РК-2      
  Экзамен      

8. Требования преподавателя.

Посещение лекционных и семинарских занятий осуществляется согласно расписанию деканата. Студенты, опоздавшие на занятия более чем на 10 минут, не допускаются к ним. На лекциях и семинарах не допускается пользование мобильными телефонами.

К семинарским занятиям необходимо иметь краткий текст выступления по тем вопросам, которые были заранее даны преподавателем. На практические занятия студенту заранее (за 1 неделю) дается задание в объеме 3-5 проблемных вопросов, на которые необходимо письменно в виде тезисов или сокращенного текста выступления, подготовить исчерпывающие ответы, а также основные литературные источники.

Письменные работы (эссе, сочинения, рефераты) выполняются студентами самостоятельно с изложением основных положений изучаемого вопроса, а не путем переписывания абзацев и положений из литературных источников. Цитаты в тексте работы, библиография должны быть оформлены соответствующим образом.

Оценка работы студента осуществляется по рейтинговой системе, учитывающей его активную деятельность, и формируется по данным текущего, рубежного и итогового контроля. При текущем контроле учитывается посещаемость занятий, выступления на практических занятиях, участие в дискуссиях, выполнение СРСП и СРС. Рубежный контроль является промежуточным и может быть проведен в виде теста, контрольной работы, проверки и оценки заданий.

(курс лекций для студентов-психологов)

Красноярск, 2010

УДК 612(07)

Физиология центральной нервной системы и принципы регуляции физиологических функций (курс лекций для студентов-психологов) Учебное пособие. - Ю.И. Савченков. Изд. КрасГМУ. - Красноярск, 2000.- 200 с.

Учебное пособие составлено на основе курса лекций, в течение ряда лет, читаемых на факультетах психологии СИБУП и СП КГПУ доктором медицинских наук. профессором, академиком РАЕН Ю.И. Савченковым. Пособие полностью соответствует программе курса «Физиология центральной нервной системы», утвержденной для психологических факультетов Университетов предназначено для студентов –психологов.



Друзья! Сегодня Вы впервые пришли на лекцию по физиологии человека. Всегда, когда человек сталкивается с чем-то новым, его отношение определяется прежде всего заинтересованностью. А заинтересованность в изучении нового связана в огромной мере с убежденностью человека в значимости этого изучения. Насколько важно знать предмет, для чего он нужен, пригодится ли эта наука в его профессии, в его жизни - вот что должно интересовать человека перед тем, как он приступает к изучению ранее неведомого.

Физиология интересуется тем, как работает организм, его части и органы, как и почему они взаимодействуют друг с другом, чем регулируется эта работа и это взаимодействие. Физиолога интересует не только как работает та или иная функциональная система, но и почему она работает именно так, а не иначе, каковы механизмы деятельности клеток, тканей, органов и систем. Конечной задачей физиологии как науки является обеспечение возможности активного воздействия на функции организма в желаемом направлении.

ЦЕЛЬ курса физиологии центральной нервной системы в системе психологического образования следующая:

На основе знакомства с современными теоретическими знаниями о физиологических функциях и принципах их управления иметь представление о механизмах деятельности центральной нервной системы в процессе регуляции функциональных систем и осуществлении высших психических функций человека.

Физиология тесно связана с многими другими науками, базируясь в своих исканиях на данных одних наук, и являясь. в свою очередь, основой для развития других. Физика и химия, биофизика и биохимия, анатомия, гистология и эмбриология, общая биология, генетика и кибернетика - вот далеко не полный перечень дисциплин, знание которых имеет большое значение для изучения и понимания физиологических процессов, происходящих в организме.

Я думаю, что Вы и сами хорошо себе представляете, для чего психологу надо знать законы и механизмы деятельности всего организма человека и, особенно, его нервной системы. Понять нарушения функций, происходящие в организме при различных нервно-психических проблемах, или, наоборот, распознать проявления нервно-психических отклонений при той или иной патологии соматической сферы, и наметить правильные пути их решения этих проблем можно только при хорошем знании физиологических процессов, протекающих в нормальном, здоровом организме.

Современная физиология является наукой экспериментальной: в основе физиологических исследований лежит опыт, эксперимент. В эксперименте производится искусственное вмешательство в те или иные процессы в организме с целью выяснения роли, значения и взаимной связи отдельных органов и систем. Так, например, при раздражении электрическим током шейного симпатического нерва происходит сужение сосудов уха на оперированной стороне, а перерезка этого нерва вызывает резкое расширение этих сосудов. Эти опыты дали возможность физиологу Клоду Бернару впервые установить нервную регуляцию просвета кровеносных сосудов.

В арсенале физиологии имеются такие методы, как экстирпация, трансплантация, денервация, метод наложения лигатур и анастамозов, фистульные методики, методы раздражения и перерезок, перфузии и регистрации функций и т.д. Большинство указанных методик требует вскрытия животного или хирургической операции. Их применяют в острых или хронических опытах.

Арсенал методов исследования, который используется в опытах на животных, не может быть использован при изучении человеческого организма. Поэтому сведения о функциях многих органов у человека до последнего времени в значительной мере ограничивались данными, полученными в опытах на животных. В настоящее время положение во многом изменилось. Достижения современной физики, радиотехники, электроники и кибернетики дали в руки физиологам такие приборы, которые позволяют, не вмешиваясь в организм человека, регистрировать работу его органов.

Особое место в физиологической науке занимает физиология центральной нервной системы. Связано это с тем, что мозг осуществляет не только взаимодействие человека с окружающей средой и с другими людьми, не только регулирует деятельность всех органов и частей тела, но и является материальным субстратом психической деятельности человека, его сознания. Нейробиология, начиная с работ И. М. Сеченова и И.П. Павлова, вносит неоценимый вклад в понимание механизмов психической деятельности человека, является основой психофизиологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: