Тема 4. Состав ЭИСы

Структуру ЭИСы составляет совокупность связанных между собой так называемых подсистем. Эти подсистемы относят к одной из двух частей ЭИСы: функциональная часть и обеспечивающая часть.

Функциональная часть всегда связана с предметной областью и фактически является моделью системы управления объектом. Функциональная часть состоит из подсистем, конкретный состав которой определяется каким-либо признаком, например, таким признаком может быть:

1) функция управления (учет, анализ, планирование и т.д.).

2) уровень управления (высший, средний и оперативный).

3) вид управляемого ресурса (основные фонды, финансовые и информационные системы и т.д.).

Состав функциональной части зависит и от сферы применения (банковские информационные системы, производственные, бюджетные и т.п.).

Выбор признаков в декомпозиции ИСы зависит от специфики объекта управ-я и цели создания ИСы.

Обеспечивающая часть включает в себя:

1) Средства вычислительной техники и коммуникационные ресурсы.

2) Организационно-методическое обеспечение.

3) Правовое обеспечение.

4) Информационные ресурсы.

5) Математическое обеспечение.

6) Программное обеспечение.

7) Пользователи.

8) Лингвистические средства.

1. Средства вычислительной техники и коммуникационные ресурсы. ЭИСа может базироваться на разных вычислительных системах (персональные компьютеры, Майн-фрайны[1], Мини ЭВМ[2]) и использовать вычислительные сети разного типа и масштаба. Коммуникационные ресурсы обеспечивают взаимодействие компонентов распределительных систем (например, обмен данными между компьютерами сети), а также удаленный доступ пользователей к ресурсам сети (к ним относятся каналы связи, различное сетевое оборудование, устройства приема, передачи информации).

2. Организационно-методическое обеспечение представляет собой совокупность документов, определяемых организационную структуру ИСы в целом, а также регламентирующий взаимодействие работников как с техническими средствами, так и между собой в процессе разработки и эксплуатации системы.

3. Правовое обеспечение представляет собой совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование ЭИСы, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации. Включает нормативно-правовые документы, определяющие права и обязанности специалистов, а также комплекс документов, регламентирующих порядок хранения и защиты информации, правила ревизии данных, обеспечение юридической подлинности совершаемых операций.

4. Информационные ресурсы – это компонент модели предметной области, которую система поддерживает. Информационные ресурсы включают в себя 2 взаимосвязанные части: внемашинная и внутримашинная. К первой относится информация, воспринимаемая человеком без каких-либо технических средств (например, нормативная справочная информация). Внутримашинная информационная база состоит из файлов и содержится на машинных носителях. Все внемашинные документы и данные можно разбить на входные и результативные.

5. Математическое обеспечение включает в себя совокупность методов решения экономических задач, моделей, алгоритмов для реализации целей и задач ЭИСы, а также нормативного функционирования комплекса технических средств.

6. Программное обеспечение состоит из системного и прикладного программного обеспечения. Системное включает операционные системы для используемых аппаратных средств, операционные оболочки, повышающие уровень пользовательского интерфейса, системы программирования, разнообразные системные тесты, служебные программы для системного администратора и других целей, сетевое программное обеспечение.

Прикладное программное обеспечение в ЭИСе может быть типовым и специализированным.

Типовое программное обеспечение может настраиваться на конкретный случай использования (СУБД общего назначения, системы управления документами, текстовые и табличные процессоры, системы текстового поиска и другие). Специализированное программное обеспечение создается для конкретной ЭИСы или для класса систем, имеющих узкое назначение. Например, это может быть программы, предназначенные для поддержки определенных бизнес-процессов.

7. Пользователи. Прежде всего, к пользователям относятся специалисты в предметной области, для которых система создается. Таких пользователей называют конечным пользователями. Пользователями системы являются ещё и программные средства, использующие информационные ресурсы данной системы для решения собственных задач.

8. Лингвистические средства предназначены для:

¾ обеспечения взаимодействия пользователей с системой

¾ представления информационных ресурсов в системе

¾ описание их свойств и свойств окружающей среды, позволяющих системе адекватно интерпретировать поддерживаемые информационные ресурсы.

К части лингвистических ресурсов относятся естественные и искусственные языки, а также средства их лингвистической поддержки: словари естественных языков (тезаурусы) предметной области, переводные словари и другие.

Тезаурус – это словарь, включающий описание понятий предметной области и их взаимосвязи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: