Тема 15. Экономическая роль государства

15.1 Необходимость государственного вмешательства для решения различных проблем

15.2 Внешние побочные эффекты

15.3 Неравенство в доходах и его измерение

15.4 Принципы вмешательства государства в развитие рыночной экономики.

15.1 Необходимость государственного вмешательства для решения различных проблем

Рынок как экономический механизм позволяет максимально эффективно использовать и распределять ограниченные ресурсы. Однако рынок не следует идеализировать, поскольку ему присущи недостатки, такие как:

– рыночная система является нестабильной, которая проявляется в цикличности экономического развития;

– рыночной экономике присуща инфляция – рост цен в экономике, который может иметь как положительные, так и резко отрицательные последствия для развития экономики;

– рыночная система не обеспечивает полной занятости ресурсов, в результате возникает безработица, социально-экономические последствия которой весьма драматичны;

– рынок сам порождает факторы, которые нарушают свободу предпринимательства. Такими факторами являются различные формы монополизма, которые деформируют правила игры на свободном, классическом рынке;

– рынок безразличен к производству общественных благ и услуг;

– при рыночном механизме возникают, так называемые внешние побочные эффекты, которые могут быть как отрицательными, так и положительными;

– рыночные условия хозяйствования приводят к сильной дифференциации доходов населения, что приводит к социальному неравенству;

– рынок не способен решать целый ряд социальных проблем: содержание пенсионеров, больных, инвалидов, сирот и т.д.

Поэтому для решения данных проблем необходимо вмешательство государства.

В области акнтициклического регулирования проводится определенная денежно-кредитная и фискальная политика, которая способствует уменьшению амплитуды циклических колебаний, о чем мы будем подробно говорить в курсе макроэкономики.

Безработица – это довольно опасное социально-экономическое явление, в результате роста безработицы снижаются доходы населения, падает общий потребительский спрос, растет преступность и такие общественно опасные заболевания как наркомания и алкоголизм. Инфляция же может разрушить существующую денежную систему страны, обесценить накопления граждан, снижать покупательную способность национальной валюты. Для снижения уровня безработицы и инфляции государство вынуждено вмешиваться в рыночные процессы.

В рыночных условиях предприятия стремятся к максимизации прибыли, сокращая при этом издержки производства. Минимизировать издержки можно за счет использования эффекта масштабов производства, т.е. применения поточного (конвейерного) производства, что возможно только в условиях крупномасштабного производства. Поэтому предприятия стремятся к объединению, что позволяет экономить на издержках, но при этом возникает монополизм в экономике, который препятствует развитию свободного предпринимательства и ограничивает конкуренцию. В целях предотвращения монополизма государство проводит антимонопольную политику, о чем мы с вами уже говорили несколько раньше.

Кроме этого в экономике необходимо производство таких услуг как: национальная оборона, охрана общественного порядка, образование и т.д. Вообще общественным благом называют такое благо к которому неприменим принцип исключаемости. Т.е. из потребления данного блага никого нельзя исключить (невозможно определить, кто и в какой мере использует услуги национальной обороны или общественного порядка или уличного освещения), поэтому частному производителю неинтересно производить данные блага, поскольку невозможно точно определить количество потребляемого блага и его цену. Однако необходимость производства таких благ очевидна и государство берет эту функцию на себя.

Как уже говорилось выше, в результате действия рыночного механизма возникают внешние побочные эффекты. Об этом чуть подробнее.

15.2 Внешние побочные эффекты

Внешние эффекты или экстерналии – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются внешними так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате, как производства, так и потребления товаров и услуг.

Отрицательный внешний эффект возникает в случае если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других.

Например, алюминиевый завод осуществляет выброс недостаточно хорошо очищенных примесей в воздушный бассейн. Это означает, что по мере роста объема производства растет и уровень загрязнения окружающей среды. В результате растет заболеваемость населения, которое проживает на прилегающей территории.

Таким образом, предприятие, экономя на очистных сооружениях сокращает свои издержки и переносит их на население, которые в данной рыночной сделке (производства и покупки алюминия) не участвуют.

Государство вмешивается в этот процесс обязуя предприятие применять очистные сооружения, а если этого не происходит – накладывает на него штрафные санкции.

Положительный внешний эффект возникает в случае если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим.

Например, каждый член общества выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование (растет культурный, образовательный и научный уровень), однако каждый из нас принимая решение о получении образования (средне-специального, высшего или дополнительного) не задумывается о выгодах, которые получает общество в целом.

Поэтому государство заинтересовано в образовании всех граждан, например в России, существует обязательное среднее образование (9 классов).

Помимо внешних побочных эффектов, рыночная экономика приводит к возникновению сильной социальной дифференциации доходов населения.

15.3 Неравенство в доходах и его измерение

Процесс расслоения общества, резко обострившийся в России в последние годы в связи с переходом к рыночным условиям хозяйствования, обусловил необходимость внедрения в статистическую практику нашей страны блока показателей, которые широко используются в международной статистической практике для анализа социально-экономической дифференциации населения.

Для характеристики распределения населения по доходу рассчитыва­ется ряд показателей:

– децильный коэффициент дифференциациидоходов населения d), характеризующий, во сколько раз минимальные доходы 10% самого богатого населения превышают максимальные доходы 10% наименее обеспеченного населения;

– квартильный коэффициент дифференциациидоходов населения s), характеризующий, во сколько раз минимальные доходы 20% самого богатого населения превышают максимальные доходы 20% наименее обеспеченного населения;

– коэффициент концентрации доходов Джини (KL),характеризующий степень неравенства в распределении доходов населения. Коэффициент Джини изменяется в пределах от 0 до 1. Причем чем больше его значение отклоняется от нуля и приближается к единице, тем в большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения.

Для графической иллюстрации степени неравномерности в распреде­лении доходов строится кривая Лоренца (рис. 42), по которой также можно рассчитать коэффициент Джини как отношение площади между линиями равномерного и фактического распределения к площади треугольника oef.

 
 

Рисунок 42 – Кривая Лоренца

По методологии ООН критический предел дифференциации доходов составляет 0,41-0,42 по индексу Джини. Соответственно пороговым показателем будет 0,35-0,37, а наиболее оптимальным – 0,25-0,26. Для разных стран данный коэффициент может быть несколько отличаться, так для Франции, Германии характерно значении данного коэффициента в размере 0,33-0,35, в США – 0, 49, в России – 0,42.

Оптимальные значения для основных социально-экономических индикаторов: разрыв в денежных доходах 20 % самых богатых и 20 % самых бедных слоев населения не должен превышать 12 раз (в РФ по официальным данным – 16 раз).

Так как рыночная экономика приводит к возникновению разных социальных групп (по доходам), то государство в целях снижения дифференциации проводит определенную налоговую политику (применяет прогрессивную ставку налогообложения), когда богатые платят больше, а бедные меньше. В результате происходит перераспределение доходов в обществе.

Кроме этого государство берет на себя функции заботы и обеспечения людей, которые оказываются нетрудоспособными или попавшими в сложную жизненную ситуацию (инвалиды, сироты, пенсионеры, безработные и т.д.), которые в классической рыночной экономике были бы поставлены на грань вымирания.

Вышеперечисленные проблемы вызывают необходимость активного государственного вмешательства в рыночную экономику.

15.4 Принципы вмешательства государства в развитие рыночной экономики

Вмешательство государства в экономику осуществляется через проведение экономической политики. Показателем масштабов экономической деятельности государства принято считать долю государственных расходов в ВВП. Полнота деятельности государства наиболее полно отражается в масштабах его финансовых затрат, реализуемых через бюджет.

Экономическая политика государства представляет собой совокупность мер направленных на то, чтобы упорядочить ход экономических процессов, оказать на них влияния или непосредственно предопределить их результат.

Принцип вмешательства государства в рыночную экономику в общем плане ограничивается тем пределом, за которым начинается подрыв рыночного механизма.

Государство наделено властью именно для того, чтобы оно могло связывать между собой интересы различных групп, побуждать их проявлять активность для достижения определенных единых целей.

В рамках государственной системы управления существует разделение властных функций. Характер разделения функций зависит от типа организационно-политического построения самого государства.

Поле деятельности государства характеризуется двумя понятиями: функции государства и цели экономической политики. Функции обозначают определенную сферу деятельности государства, а цели проводимой политики представляют собой осознанную и теоретически обоснованную задачу, а также совокупность мер ее реализации.

Функции государства охватывают области: экономическую, политическую, военную, социальную, международную. В качестве главной экономической функции государства выделяется функция сохранения, корректировки и поддержания работоспособности рыночного механизма, создание условий конкурентоспособности и соревновательности.

Основная цель развития экономики на высшем уровне – достижение максимального благосостояния всего общества. Кроме основной цели экономической политики выделяют совокупность задач второго уровня – подгруппы главной цели: свободное развитие общества, правовой порядок, внешняя и внутренняя безопасность. К прикладным целям относят: экономический рост, полная занятость, стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты; внешнеэкономическое равновесие.

Существует два основных направления вмешательства в рыночную экономику – это проведение монетарной или денежно-кредитной политики и проведение фискальной или бюджетно-налоговой политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: