Этап - формирование структуры договорных связей

Тема: Организация поставки товаров для государственных нужд

Лекция 13_17.05

Охватывает не только сами договоры, но и саму систему организации (проведение конкурсов, порядок распределения, выявление потребностей).

Система закупки товаров для государственных нужд можно разделить на несколько этапов.

1 этап – формируются:

1) потребности,

2) источники финансирования (бюджетные/внебюджетные),

3) определяются государственные заказчики (казенные предприятия, государственные органы; и госорганы на договорных началах могут передавать функции государственных заказчиков юридическим лицам).

Естественно, что эта система имеет место как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов и на муниципальном уровне. Везде одно и тоже, просто этим занимаются различные органы.

2 этап - размещается государственный заказ на поставку товара через проведение конкурса. Закон предусматривал проведение конкурсов и такой способ как запрос котировок (который сейчас не используется, поэтому его можно даже не обозначать). Заказы размещаются на конкурсной основе. Конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. Одна из новелл последнего времени - в конкурсе могут участвовать не только российские производители. Раньше в соответствии с этим законом иностранные производители могли привлекаться к исполнению государственного заказа только в том случае, если на территории РФ не было соответствующего производства или это представляло значительные средства и вложения. Теперь они, за исключением оборонного заказа, могут участвовать наряду с российскими предпринимателями. Конкурс может проводиться закрытый только в двух случаях:

1) существует ограниченное число производителей (т.к. направляется приглашение конкретному участнику, а не всем кто пожелает);

2) производство товара, который представляет собой охраняемую законом государственную или какую-нибудь другую тайну.

Порядок проведении регулируется не только специальным законодательством, но отдельные нормы содержатся и в Законе о защите конкуренции.

Итоги конкурса могут быть признаны недействительными, и на основании этого признается недействительным и государственный контракт, заключенный на его основе.

Существует два вида структуры договорных связей:

1) Простая (прямая, 1 договор). Участвуют государственный заказчик и поставщик, основание - государственный контракт или государственный контракт и отгрузочная разнарядка. С поставщиком заключается государственный контракт, но получателем может быть и лицо, не участвующее в договоре. Государственному заказчику выдается наряду с государственным контрактом отгрузочная разнарядка, в которой и указывается конкретный получатель.

2) Сложная – государственный заказчик, поставщик, государственный контракт (муниципальный), покупатель. На основе государственного контракта государственный заказчик поставщику и покупателю выдает отгрузочные разнарядки, на основании которых между поставщиком и покупателем заключается договор поставки товаров для государственных нужд.

При простой структуре - государственный контракт и(или) отгрузочная разнарядка, а при сложной - государственный контракт, извещение о прикреплении и договор поставки товара для государственных нужд. Обратить внимание на извещение о прикреплении - обязательное для поставщика, но не является обязательным для покупателя, т.е. никаких обязанностей для покупателя не вытекает, поэтому покупатель может отказаться от этих товаров без объяснения причин. Если покупатель отказывается от товаров, то государственный заказчик должен совершить одно из трех действий:

1) выслать извещение о прикреплении другому покупателю;

2) направить отгрузочную разнарядку;

3) сообщить о своем согласии принять и оплатить товар.

Раньше извещение о прикреплении связывало - никто (ни поставщик, ни покупатель) не мог отказаться от заключения этого договора. Если государственный заказчик "в разумный срок" не совершит одно из трех действий, то поставщик может взыскать с государственного заказчика убытки "в размере разумных расходов" (по Кодексу, разумность определяется на практике).

Небесспорный вопрос – по ГК "к отношениям по поставке товаров для государственных нужд субсидиарно применяются правила Положения о поставках товаров" и более того, четко указаны нормы ст. 506-523. Сюда не включена ст. 524 ГК о порядке исчисления абстрактных убытков, заимствованная из практики международного права. Норма определяет два вида убытков - конкретный и абстрактный. Предположим, что поставщик не поставил товары покупателю, а поставил их другому лицу по более высокой цене. Разница, между ценой, по которой они должны были поставлены, и ценой, по которой они фактически были поставлены другому лицу, - это т.н. конкретные убытки, которые покупатель в случае их доказательства может взыскать с поставщика. Так же и наоборот. Если продавец продал бы товар по иной цене (более низкой), не передал товар, а покупатель закупил товары в другом месте по более высокой цене - у него разница составила конкретные убытки. Абстрактные убытки - когда он не закупал нигде товар по более высокой цене, но он может рассчитать, что на данный момент, чтобы исполнить свои обязательства он вынужден закупить товар по более высокой цене, потому что он может в принципе это не делать. Смысл нормы в том, что конкретный - это когда это происходит (соответсвенно, когда закупаются товары), а абстрактный - когда они не закупаются. На практике встал вопрос: что если государственный заказчик не выполнил одного из трех вышеперечисленных действий, то можно ли применить в этом случае эту норму? Т.е. когда он фактически не нашел покупателя на продукцию, обусловленную госзаказом, и никому ее не продал, можно ли в данной ситуации применить схему расчета абстрактных убытков? Две точки зрения:

1) нельзя, т.к. в ГК четко закреплено, что субсидиарно применяются нормы ст. 506-523;

2) отношения по сути своей являются однородными и можно применить норму по аналогии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: