Лицензирование предпринимательской деятельности

Рис. 3 - Причины прекращения деятельности предприятий

Таблица 1

Реорганизация предприятия

Виды реорганизации Содержание
1. Слияние – все имущественные права и обязанности обоих переходят к новому предприятию
2. Присоединение – имущественные права и обязанности ликвидиро­ванного переходят к другому предприятию
3. Разделение. – права и обязанности реорганизованного предприя­тия переходят по разделительному акту к вновь возникшим из него предприятиям
4. Выделение – к каждому выделенному предприятию переходят по разделительному акту имущественные права и обязанности реорганизованной компании
5. Преобразование – новая организационно-правовая форма предприя­тия является правопреемником преобразованного
6. Изменение структуры – смена целей, видов деятельности, местоположе­ния, изменения потенциала (замещение факторов производства, сокращение)
7. Санация восстановление платежеспособности предприятия путем оказания ему финансовой помощи для продолжения его деятельности по конкурсу решением Арбитражного суда

Ликвидация юридического лица. Ликвидация малых предпри­ятий, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осу­ществляется в соответствии с частью первой ст. 61—64 ГК РФ, фе­деральными законами об отдельных организационно-правовых формах юридических лиц, Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Арбитраж­ным процессуальным кодексом РФ (АПК РФ) от 24 июля 2002 г. № 96-ФЗ.

Ликвидация малого предприятия как юридического лица и ин­дивидуального предпринимателя влечет прекращение их деятель­ности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Малое предприятие как юридическое лицо может быть ликви­дировано:

по решению его учредителей (участников) либо органа малого предприятия, уполномоченного на то учредительными докумен­тами, в том числе в связи с истечением срока, на который было создано малое предприятие, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием недействительной регистрации ма­лого предприятия как юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер;

по решению суда в случае осуществления деятельности, запре­щенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Малые предприятия, являющиеся коммерческой организацией, ликвидируются в соответствии со ст. 65 ГК РФ и положениями Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» вслед­ствие признания его несостоятельным (банкротом). Согласно Фе­деральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» под несо­стоятельностью (банкротством) понимается признанная арбит­ражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязатель­ствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных пла­тежей. Должником считается гражданин, в том числе индивиду­альный предприниматель (или юридическое лицо), оказавшийся неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного указанным федеральным законом.

Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель счи­тается неспособным удовлетворить требования кредиторов по де­нежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны быть исполнены. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату по­дачи в арбитражный суд заявления о признании должника банк­ротом. Однако до подачи заявления в арбитражный суд о призна­нии должника банкротом в рамках предупреждения должнику может быть предоставлена финансовая помощь в размере, доста­точном для погашения денежных обязательств и обязательных де­нежных платежей, восстановления платежеспособности должника, т.е. осуществлена досудебная санация.

При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридиче­ского лица применяются следующие процедуры банкротства:

наблюдение;

финансовое оздоровление;

внешнее управление;

конкурсное производство;

мировое соглашение.

Учредители, участники юридического лица или орган, приняв­шие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трех­дневный срок в письменной форме уведомить об этом регистри­рующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридиче­ского лица с приложением решения о его ликвидации.

Регистрирующий орган вносит в Единый государственный ре­естр юридических лиц запись о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускаются внесение изменений в учредительные документы ликвидационно­го юридического лица, а также участие в регистрации юридических лиц в качестве учредителя.

Согласно Федеральному закону «О государственной регистра­ции юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» до­кументы, которые необходимо предоставить при ликвидации юри­дического лица, включают:

подписанное заявление установленной формы;

ликвидационный баланс;

документ об оплате государственной пошлины.

При ликвидации юридического лица в случае применения про­цедуры банкротства в регистрирующий орган предоставляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного про­изводства.

Индивидуальному предпринимателю, решившему прекратить деятельность, необходимо предоставить только подписанное за­явление установленной формы и оплатить государственную пош­лину.

Клицен­зируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осу­ществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и без­опасности государства, культурному наследию народов РФ и ре­гулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензи­ровании отдельных видов деятельности» и специальными актами. Например, деятельность кредитных организаций подлежит лицен­зированию, порядок лицензирования определен Законом от 2 декабря 1990 г. №335-1 «О банках и банковской деятельности». Порядок получения лицензии на образовательную деятельность утвержден постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. № 796 «Об утверждении положения о лицензировании образова­тельной деятельности».

Правительство РФ: утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности; определяет федеральные органы исполнительной власти, лицензирующие конкретные виды дея­тельности; устанавливает виды деятельности, лицензирование ко­торых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ. Перечень видов деятельности, которые подлежат лицензиро­ванию, перечислены в п. 1 ст. 17 Закона «О лицензировании от­дельных видов деятельности».

На каждый вид деятельности предоставляется в установленном порядке лицензия. Этот вид деятельности может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индиви­дуальным предпринимателем.

Срок действия лицензии не может быть более чем 5 лет, по его окончании он может быть продлен по заявлению лицензиата. Про­дление срока действия лицензии осуществляется на основании представления документа, подтверждающего наличие лицензии. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемых Правительством РФ, может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель пре­доставляет комплект документов, утвержденный законодатель­ством РФ, лицензирующий орган принимает решение о предостав­лении или отказе в предоставлении лицензии в срок, не превыша­ющий 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Принятое реше­ние оформляется приказом лицензирующего органа, который обя­зан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или отказе в предоставлении лицензии. Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием реквизитов банковского счета и срока уплаты государственной пошлины за предоставление лицензии. Уведомление об отказе в предоставле­нии лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.

Соискатель лицензии имеет право обжаловать в порядке, уста­новленном законодательством РФ, отказ лицензионного органа в предоставлении лицензии или его бездействие. В течение 3 дней после предоставления соискателем лицензии документа, подтверж­дающего уплату государственной пошлины за предоставление ли­цензии, лицензионный орган выдает лицензиату документ, под­тверждающий наличие лицензии.

В случае преобразования юридического лица, изменения его наименования или места нахождения, либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, либо утраты лицензии, лицензиат — юридическое лицо (его правопреемник) или индивидуальный предприниматель обязан не позднее чем че­рез 15 дней подать заявление о переоформлении лицензии, с при­ложением документов, подтверждающих указанные изменения или утрату лицензии. При переоформлении документа, подтвержда­ющего наличие лицензии, лицензирующий орган вносит соответ­ствующие изменения в реестр лицензий. Переоформление доку­мента, подтверждающего наличие лицензии, осуществляется в течение 10 дней со дня получения лицензирующим органом соот­ветствующего заявления. Стоимость предоставления лицензии составляет 1000 руб. за переоформление документа, подтвержда­ющего наличие лицензии, взимается плата в размере 100 руб., ко­торая зачисляется в соответствующий бюджет.

Лицензирующие органы имеют право приостановить действие лицензии в случае выявления ими неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий. Лицензирующий орган обязан установить срок устране­ния лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановле­ние действия лицензии. Указанный срок не может превышать 6 месяцев. В случае если в установленный срок лицензиат не уст­ранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обра­титься в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Лицензия теряет юридическую силу при ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, за ис­ключением его преобразования, либо прекращения действия сви­детельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение 3 месяцев лицензионного сбора за предо­ставление лицензии. Лицензия может быть аннулирована решени­ем суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культур­ному наследию народов РФ. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указан­ной лицензии на период до вступления в силу решения суда. Ре­шение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицен­зии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого ре­шения не позднее чем через 3 дня после его принятия.

В соответствии со ст. 171 УК РФ осуществление предпринима­тельской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий является одним из признаков незаконного предпринимательства и, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или госу­дарству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, наказывается штрафом.

В соответствии со ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпри­нимательской деятельности без специального разрешения (лицен­зии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обяза­тельна), влечет наложение административного штрафа.





Подборка статей по вашей теме: