Предпринимательская идея представляет собой специфический продукт интеллектуальной деятельности человека, является относительно законченным результатом творчества предпринимателя, в последствии принимающей материализованную форму.
Понятие «идея» раскрывает мысленную форму познания явлений и процессов объективной действительности, отражающую осознание цели и путей ее практической реализации. Исходя из этого, можно определить сущность предпринимательской идеи как конкретное целостное знание о целесообразности и возможности заниматься определенным видом предпринимательской деятельности, а также четкое осознание ее цели, путей и средств достижения.
Отдельными элементами такого целостного знания выступают;
– осознание необходимости работать с учетом своих способностей
(физических, умственных, организаторских и др.);
– отказ от предшествующего вида занятий, профессии и т. п.;
– стремление стать собственником, прежде всего, собственником
предприятия;
|
|
–стремление постоянно увеличивать свое благосостояние путем создания товаров и услуг, необходимых обществу;
– четкое осознание путей получения ресурсов для создания собственного дела или использования собственных накоплений в случае затруднений при его создании;
– знание определенного вида предпринимательской деятельности, путей создания предприятия в соответствующей сфере или отрасли народного хозяйства;
– умение выбрать оптимальную организационную и организационно-
правовую форму будущего предприятия;
–знание потенциальных рисков, которые ожидают предприятие, и умение управлять ими, нейтрализовать их самые худшие, отрицательные
стороны;
–знание основ бухгалтерского и экономического учета, умение организовать его на предприятии;
– знание внешних факторов, которые влияют на предпринимательскую
деятельность: действующего законодательства, форм и средств
экономической политики, конкуренции со стороны иностранных товаропроизводителей.
В процессе реализации предпринимательской идеи на первый план встают такие вопросы, как определение сегмента рынка, поиск рыночной ниши. Понятия «предпринимательская идея», «сегмент», «ниша» близки друг к другу.
Сегментация рынка — разбивка рынка на четкие группы (сегменты) в зависимости от типа потребителей, товаров, конкурентов и других факторов.
Рыночная ниша — ограниченная по масштабам, с резко очерченным числом потребителей сфера деятельности, которая позволяет предприятию проявлять свои лучшие качества и преимущества перед конкурентами. Рыночная ниша определяется таким продуктом предприятия, который является исключительным по своим качествам и преимуществам по сравнению с продуктами других производителей. Рыночная ниша представляет собой свободный (частично или полностью) рыночный сегмент.
|
|
Источниками идеи предпринимательской деятельности могут быть:
– знания, полученные при изучении экономических дисциплин;
– сведения, полученные из средств массовой информации, о потребностях потенциальных покупателей в новых товарах и услугах;
– результаты теоретических и прикладных исследований;
– идеи потенциальных конкурентов;
–публикации в профессиональных изданиях;
– информация о патентах и лицензиях.
Свой выбор потенциальный, предприниматель должен осуществлять, опираясь на такие принципы, как:
- оптимизация объемов финансовых ресурсов для создания предприятия;
- наиболее быстрое получение ожидаемого результата;
- минимизация рисков при максимизации благоприятных условий материально-технического снабжения и реализации товаров и услуг;
- получение поддержки от государства;
- активизация потребительского интереса к предприятию и т. д.
Значимым элементом процесса реализации предпринимательской идеи является умение выбрать оптимальную сферу или вид предпринимательской деятельности.