Основы теории аргументации

Рассуждение – это акт коммуникации, состоящий в планомерном преобразовании определенных структур языкового мышления некоторого субъекта с целью изменения соответствующих структур другого субъекта.

В рассуждении выделяют.

· наличие объекта, т. е. рассуждение о чем-то, предметность;

· опора на запас знаний субъекта, его навыки, его психологические особенности, т. е. доступность, активность адресата, приемлемость для него, учет его особенностей;

· эвристичностъ, т.е. обнаружение новых неизвестных характеристик;

· информативность, т. е. приобретение новых знаний, интерес, новизна;

· планомерность влияния на адресата.

Основное требование к рассуждениям это соблюдение формально­логических законов и правил мышления.

Аргументация – является таким способом рассуждения, который включает в себя как доказательство, так и опровержение. В процессе аргументации ставится задача убеждения оппонента в истинности выдвигаемого тезиса и соответственно ложности антитезиса.

В формальной логике доказательство представляет собой обоснование истинности какого-либо суждения или системы суждений. Исходными суждениями доказательства являются аргументы, а то суждение, обоснование истинности которого является его целью, - тезисом. Однако достоверность суждения, обоснованного посредством доказательства, не носит безусловного характера. В большинстве случаев доказанное суждение представляет собой лишь относительную истину.

Формой доказательства, или демонстрацией, называется способ логической связи между тезисом и аргументами.

Тезис, аргументы и демонстрация – это основные элементы структуры доказательства.

В традиционной логике доказательства делятся на прямые и косвенные (непрямые).

При прямом доказательстве истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументами.

Косвенное доказательство – это такое, в котором заключение об истинности выдвинутого тезиса обосновывается путем опровержения некоторого другого суждения, находящегося в определенном отношении к тезису. Обычно рассматривают разделительные и апагогические доказательства.

В разделительном доказательстве используется метод исключения. Тезис представляет собой один из членов дизъюнкции суждений, о которой известно, что она истинна. Разделительное доказательство строится из опровержения всех членов дизъюнкции кроме одного, например:

Чемпионом студенческой спартакиады мог стать либо А.,

либо В., либо С.

Известно, что не стали чемпионами ни А., ни В.

Чемпионом стал С.

В апагогическом косвенном доказательстве вывод об истинности тезиса делается путем опровержения противоречащего ему суждения (антитезиса) посредством выведения заключения, которое является ложным. Следовательно, ложное заключение свидетельствует о ложности антитезиса, что, в свою очередь, удостоверяет истинность тезиса. Это выведение называется приведением к абсурду.

Опровержение – это обоснование ложности определенного суждения. Опровержение высказывания есть доказательство его отрицания.

Суждение, которое пытаются опровергнуть, в логике называют тезисом опровержения.

Высказывания, с помощью которого опровергают данный тезис, называют аргументами опровержения.

Существует три способа опровержения: 1) опровержение тезиса (прямое и косвенные); 2) критика аргументов; 3) выявление несостоятельности демонстрации.

В логике обычно выделяют три группы правил доказательного рассуждения.

Правила и ошибки, относящиеся к тезису:

· Тезис должен быть ясным и точным.

· Тезис должен оставаться одним и тем же на протяжении всего процесса аргументации.

При нарушении данных правил могут возникнуть следующие ошибки:

1. Полная или частичная подмена тезиса. Это происходит, когда выдвинутый тезис «забывается» (умышленно или неумышленно), и на смену ему приходит другое положение, которое и аргументируется. Чаще всего это делается путем упрощения или расширения тезиса, в результате чего тезис полностью или частично подменяется.

2. Довод к личности. Ошибка или уловка состоит в незаметном подмене
доказательства выдвинутого тезиса ссылками на персональные особенности личности, выдвинувшей тезис.

Правила и ошибки, по отношению к аргументам доказательства:

· Аргументы должны быть истинными.

· Приведенных аргументов должны быть достаточно для доказательства тезиса.

· Аргументы должны быть автономны, то есть их истинность должна быть доказана независимо от тезиса.

Ошибки по отношению к аргументам доказательства:

1. Основное заблуждение. Ошибка происходит, когда ложное суждение принимается в качестве истинного аргумента. Ошибка может быть непреднамеренной.

2. Предвосхищение основания. Эта ошибка совершается тогда, когда тезис опирается на неопределенно истинные суждения (мнения, слухи и т. п.), которые только предвосхищают выдвигаемое положение, а не обосновывают его достоверно.

3. Порочный круг в демонстрации. Эта ошибка происходит, когда выдвигаемое положение обосновывается аргументами, а аргументы обосновываются этим же положением.

Правила демонстрации и ошибка демонстрации:

Тезис должен быть заключением, логически следующим из аргументов по правилам умозаключений дедукции, индукции и аналогии.

Ошибки в демонстрации:

1. Мнимое следование. Данная ошибка возникает, когда отсутствует логическая связь между тезисом и аргументами.

2. Переход от сказанного с условием к сказанному безусловно. Здесь аргумент, истинный только с учетом определенных факторов, приводится в качестве универсального.

Софизм, логические парадоксы и некорректные аргументы.

Софизм – логически неправильное, несостоятельное рассуждение, выдаваемое за правильное. Непреднамеренная ошибка, допущенная человеком в мышлении, называется паралогизмом.

Приведем пример математического софизма: 5 = 1. Это можно «доказать» следующим образом. Из чисел 5 и 1 вычтем одно и то же число 3. Получим числа 2 и -2. При возведении в квадрат этих чисел получаются равные числа 4 и 4. Следовательно, должны быть равны и исходные числа 5 и 1.

Софизмами иногда называют рассуждения, которые по своей сути являются парадоксами. Но эти понятия следует различать.

Парадокс – это рассуждение, доказывающее как истинность, так и ложность некоторого предложения, то есть доказывающее как его утверждение, так и его отрицание.

Аргументы, используемые в дискуссии, можно разделить на два вида: аргументы по существу дела и некорректные аргументы (направленные не на подтверждение истинности тезиса, а используемые лишь для того, чтобы одержать победу в споре любой ценой, но только без логического обоснования). Наиболее распространенными разновидностями некорректных аргументов считаются следующие:

1) Аргумент к личности – ссылка на личные особенности оппонента, его убеждения, вкусы, внешность, достоинства и недостатки.

2) Аргумент к авторитету – ссылка на высказывания или мнения авторитетов (великих ученых, общественных деятелей, коллектива и т. п.).

3) Аргумент к выгоде – вместо логического обоснования ссылка на материальные, политические или морально-психологические интересы присутствующих.

4) Аргумент к тщеславию – расточение неумеренных похвал оппоненту.

5) Аргумент к силе — угроза неприятными последствиями — физическими, морально-психологическими, экономическими, административными и т. п.

6) Аргумент к состраданию – возбуждение у оппонента жалости и сочувствия.

7) Аргумент к невежеству – использование фактов и теоретических положений, о которых оппонент ничего не знает.

!!! Тема 5. Общие принципы построения текста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: