Развитие предпринимательства в России с 1861 по 1913 год
1861-1913 возникает бурное развитие предпринимательства. Это произошло благодаря новому шагу России в развитии промышленности, сельского хозяйства, торговых отношений. Рассмотрим наиболее важные нормативные документы этого периода.
Торговый Устав 1887 года. В издании 1887 г. устав был подвергнут существенной переработке. Из него выделены были в самостоятельные уставы постановления о векселях, правила судопроизводства торгового и постановления о консульствах. Это не только сократило число статей устава торгового почти на две трети, но повлияло и на внутреннее его содержание. Во-первых, устав перестал быть сословно-купеческим законом: право на торговлю не есть более право купеческого сословия как одно из его прав состояния, а принадлежит всем и каждому. Во-вторых, устав отрешен от формальной связи с особенностями производства в коммерческих судах; не только торговые законы, но и торговые обычаи получают теперь применение во всех судах, а не в одних лишь судах коммерческих. Тем не менее, устав торговый в изданиях 1887 и 1893 г. крайне беден юридическим содержанием; его постановления большей частью устарели, и между ними полицейские преобладают над частноправовыми. В своей новой редакции устав торговый разделяется на три книги. В первой книге два раздела, из которых первый трактует о найме приказчиков и о торговых поручениях, а второй — о торговых товариществах. Постановления первого раздела заимствованы из таможенного устава 1755 г., цехового устава 1799 г. и Положения о пошлинах за право торговли 1865 г., причем редакция 1887 г. ввела некоторые обобщения[15].
Устав о промышленности 1892 года (посвящен лицензированию промышленной деятельности).
Устав о векселях – закон, регулирующий выпуск и обращение векселей. В России существовало всего три Устава о векселях – 1729, 1832, и 1902 годов. В 1912 году в Гааге Международный Устав о векселях был принят. К нему присоединилась и Россия. После Октябрьской революции акты, регулирующие вексельное обращение, в России стали называться Положениями.
В дореволюционной России активно шло развитие торгового права, под которым в то время понималась совокупность норм частного права, имеющих ближайшее соприкосновение с торговым оборотом.[16]
После революции 1917 г. экономическая и политическая ситуация в стране коренным образом изменилась. Предпринимательские отношения перешли к административно-хозяйственным и стали основываться на таких категориях, как национализация, план, государственное регулирование. Хозяйственная деятельность осуществлялась в основном государственными предприятиями.
Крупные и средние предприниматели наряду с дворянством, купечеством были отнесены к эксплуататорским классам и подверглись репрессиям.
Формирование основ социалистического права началось принятием первых декретов второго Всероссийского съезда советов, например Декрет о суде № 1 отменил действие старых законов, если они противоречили “революционному правосознанию”. Конституция РСФСР, от 10 июля 1918 года закрепила: диктатуру пролетариата и полновластие Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, установление социалистической собственности на средства и орудия производства и ликвидацию эксплуатации человека человеком и т.д.
В марте 1921 г. X съезд партии провозгласил переход к НЭПу. Была сделана попытка воссоздать некоторые элементы предпринимательской жизни, но по мере развития мелкое производство стремится к переходу к среднему и крупному, которое уже сможет оказывать влияние на экономику, а этого действующая политическая система допустить не могла. Поэтому в начале 30-х гг. частное предпринимательство практически не существовало в законных формах.
Все юридические лица делились на:
1. преследующие цели чисто хозяйственные;
2.преследующие цели публично-правовые, культурные, социальные.
Хозяйственные организации пользовались большей свободой, чем учреждения.
Формами хозяйствования являлись тресты, товарищества и акционерные общества.
Трест - государственное промышленное предприятие, которому предоставлена самостоятельность в производстве своих операций согласно утвержденному для них уставу и который действует на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли.[17]
В период НЭПа акционерные компании стали возникать вновь. Послабления коммунистической власти, последовали вследствие существенного ухудшения финансово - хозяйственной ситуации в государстве. Первое акционерное общество советского периода появилось 1 февраля 1922 г. Всего в 1922 г. было образовано 20 акционерных обществ, а на начало 1925 г. их насчитывалось уже свыше 150, при этом многие из них действительно представляли собой развитые структуры, насыщавшие рынок страны необходимыми товарами и услугами. Акционирование затронуло и банковскую сферу, в которой помимо Госбанка насчитывалось 5 крупных акционерных коммерческих банков, располагавших 95 филиалами на территориях наибольшего благоприятствования НЭП.
К началу 30-х годов, практически все акционерные общества были преобразованы в государственные предприятия. [18]
Отличительной чертой акционерных обществ был складочный капитал и возможность свободного распоряжения акционеров своими паевыми взносами. Но плановое начало и здесь имело место, оно проявлялось в издании привилегированных акций.
На акционерные общества распространялись нормативные акты и правила, регулирующие деятельность государственных предприятий.
В 1927 году было принято Положение об акционерных обществах. В нем указывалось, что государственные акционерные общества имеют своей целью не формирование капитала, а хозяйственную деятельность.
Из этого видно, что государственные и смешанные акционерные общества лишь по форме являлись акционерными обществами, но по существу они сохранял черты государственного предприятия. Впоследствии акционерная форма стала неприемлемой для государственных предприятий и постепенно была вытеснена.
Экономическая реформа 1965 г. открыла дорогу инициативе и самостоятельности предприятий. Предприятиям разрешалось устанавливать нормы выработки, графики сменности, должностные инструкции, решать другие вопросы. Но в целом все по-прежнему регулировалось в централизованном порядке. Законодательство становилось тормозом на пути социального развития.
Перестройка общества, объявленная в стране в 1985 г., выдвинула задачу расширения инициативы и самостоятельности предприятий. Однако очередной законодательный бум (Закон о государственном предприятии, Закон об индивидуальной трудовой деятельности, Закон о собственности и др.) не имел своей направленностью отказ от государственной собственности и строго централизованной системы министерств и ведомств. Но, несмотря на это, привел к развитию частной хозяйственной инициативы как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.
Переход общества к рыночным отношениям открыл дорогу развитию свободного предпринимательства, которое также требовало законодательного закрепления.
Теории.
В 1920 годах, в период НЭПа, берет свое начало «двухсекторная теория», родоначальником которой был П.И. Стучка. Она основывалась на том, что из двух существовавших в нашей экономике секторов - социалистического и частного - первому суждено развиваться и упрочиваться, а второму уготовано скорое отмирание[19]. Такой вывод был сделан на основе высказывания В.И.Ленина о том, что «мы ничего "частного" не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное».[20]
В 1930-е годы появляется новая школа «единого хозяйственного права», её основателями стали Л.Я.Гинцбург и Е.Б.Пашуканис. Они считали, что хозяйственное право - специфическая форма политики пролетарского государства в области организации управления хозяйством. Предлагали принятие Хозяйственного кодекса[21], Закона о планировании. Отстаивался тезис о недопустимости деления единого хозяйственного права на две самостоятельные части – хозяйственно-административное и гражданское право. Хозяйственное право должно включать в себя гражданско-правовые нормы и регулировать все горизонтальные и вертикальные отношения.[22] В рамках этой теории были разработаны предложения по укреплению законности в хозяйственной деятельности. [23]Главная же ошибка этой теории состояла в том, что регулирование всех отношений с участием граждан предусматривалось в системе единого хозяйственного права, в то время, как регулирование их должно было составлять в основном предмет гражданского права.[24]
В 1960-е годы получил развитие дуалистический подход. Концепция была разработана академиком РАН В.В.Лаптевым и академиком НАН Украины В.К.Мамутовым. Эта концепция, исходившая из единства правового регулирования хозяйственных отношений, складывающихся при осуществлении хозяйственной деятельности (отношений по горизонтали) и возникающих при руководстве экономикой (отношений по вертикали).[25] Эта концепция использовалась при проведении экономической реформы 1965 г., когда были расширены права государственных предприятий, повышена роль хозяйственных договоров. Согласно ей гражданскому законодательству отводилась роль регулирования имущественных неплановых отношений с участием граждан, отдельно от хозяйственно-правового регулирования народно-хозяйственного комплекса страны.[26]
В противовес данной теории, которая предлагала частичное и фрагментарное совершенствование хозяйственного законодательства в рамках гражданского и административного права, была выдвинута монистическая концепция, позволяющая последовательно и системно усовершенствовать важнейшую часть советской правовой системы.
Нужно отметить, что Хозяйственный кодекс СССР, как и другие предлагавшиеся законы (например, закон о планировании), так и не был принят, поскольку это не входило в планы бюрократического аппарата.
В СССР в период НЭПа предпринимательское право окончательно трансформировалось в хозяйственное право, где господствует централизованное управление всеми предприятиями. Такой подход в определенный момент стал очевидно тормозить развитие экономики государства. В 1959 году Олимпиад Соломонович Иоффе сказал: «Итак, ни принципы построения системы советского права, ни формы организации системы советской юридической науки, ни потребности законодательной, арбитражной и хозяйственной практики не только не обосновывают концепцию хозяйственного права, но, наоборот, с предельной очевидностью выявляют ее глубокую теоретическую ошибочность и практическую бесплодность. Нужно, чтобы это, наконец, поняли сами сторонники хозяйственно-правовой теории и свои творческие усилия переключили с надуманных вопросов на исследование действительно важных и жизненно значимых проблем коммунистического строительства в нашей стране.»[27]
Все изменилось в 90-е гг. XX в., когда в России начался переход от плановой экономики к рыночной, от одной экономической системы к другой.
