Лекция 3. Составление теоретико-методологической части программы

I. Исследование по любой теме начинается с разработки его программы и проводится в полном соответствии с положениями, зафиксированными в ней. В программе намечаются общие контуры исследования, разрабатываются основные этапы.

Если исследования проводятся без тщательно подготовленной исследовательской программы, то они не являются научными. Выводы, полученные в таких исследованиях, не достаточно достоверны, а потому их внедрение в практику приведет не к решению, а усугублению социальных проблем.

Программа исследования — это изложение его теоретико-методологических предпосылок в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.

Исследовательской программой представляет собой специально разработанный научный документ, содержащий описание главных предпосылок данного научного исследования.

Исследовательская программа состоит из двух основных частей:

Теоретико-методологического раздела, который включает:

— описание проблемной ситуации;

— указание цели и задач;

— определение объекта и предмета исследования;

— логический анализ основных понятий;

— формулировку гипотез.

Процедурно-методического раздела, который состоит из:

— определения объема выборки;

— описания используемых методов сбора информации;

— логической структуры используемого инструментария;

— методики обработки информации;

— рабочего плана исследования.

Если нет времени и возможности разработать полностью программу, то разрабатывают ее макет, упрощенный вариант, в котором обязательно содержатся все необходимые компоненты, но без подробной детализации.

II. Перед началом исследования необходимо определить проблему, которая подлежит изучению. Проблема — это противоречие между знаниями о потребностях людей и незнанием путей, средств их осуществления. Решить проблему исследования — это значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явление, процесс, выявить факторы, с помощью которых потом можно будет воздействовать на развитие явления или процесса в желаемом направлении.

Любое научное исследование проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливой форме проявляют себя в так называемых проблемных ситуациях, когда существующее научное знание оказывается недостаточным для решения новых задач познания. Проблема возникает, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Сформулировать научную проблему — значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока неизвестно науке о предмете исследования, то есть провести границу между знанием и незнанием о предмете исследования.

Для того чтобы перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы необходимо осуществить следующуютеоретическую работу.

Во-первых, необходимо установить реальное существование данной проблемы, то есть определить: а) есть ли показатель, количественно или качественно характеризующий данную проблему; б) есть ли учет и статистика по этому показателю; в) достоверны ли учет и статистика по этому показателю.

Во-вторых, определить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и будут выступать в качестве информационной базы для рассмотрения неизвестных элементов (например, известные данные статистики).

В-третьих, выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компоненты, для того чтобы правильно определить основное направление исследовательского поиска.

В-четвертых, попытаться найти готовый способ решения проблемы, например, обратиться к специальной литературе, посвященной изучаемому предмету, провести беседы с экспертами — научными работниками и практиками.

В.А. Ядов выделяет проблемы гносеологического (познавательного) и предметного характера. Проблемы познавательного характера — это проблемы, вызываемые недостатком информации о состоянии, тенденциях изменения важных с точки зрения управленческой функции социальных процессов, т. е. это проблемы, порожденные недостатком знания. Проблемами предметного характера являются социальная дезорганизация, противоречия или конфликты, вызванные столкновением интересов той или иной социальной группы населения, социальных институтов.

Исследования в социальной работе являются комплексными, поэтому и предметная, и гносеологическая стороны социальной проблемы в исследовании должны быть отражены.

При выявлении проблемной ситуации необходимо помнить о том, что: проблема должна быть реальной, а не выдуманной исследователем вследствие его неинформированности о реальной обстановке; поднятая проблема должна соответствовать реальным возможностям исследователя.

Решение социальной проблемы всегда связано с целью. Цель исследования — это представление о конечном ожидаемом результате, достигаемое посредством проведения исследования.

Цель исследования определяет преимущественную ориентацию исследователя в двух основных направлениях: теоретическом и прикладном. Теоретическое, исследование направлено на получение новых теоретических знаний о структуре, функциях, формах и закономерностях развития объекта. Прикладное исследование направлено на решение конкретных практических задач совершенствования изучаемого объекта. В результате его появляются предположения о возможном дальнейшем развитии социального объекта и разрабатываются конкретные практические программы и рекомендации для совершенствования.

Сама цель порождает необходимость поставить задачи, которые направлены на анализ и решение проблемы. Цель, поставленная в исследовании, достигается благодаря решению четко сформулированных задач.

Задачи исследования — это система конкретных требований, направленных на анализ и решение проблемы. Задачи исследования формулируются в системном виде по правилам логики. Количество задач зависит от проблемы, степени ее изученности, цели исследования, возможностей исследователя проникнуть вглубь проблемы.

Следующий элемент программы исследования - ее объект. Как отмечает В. А. Ядов, объектом социологического исследования может быть «все то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию. Объект социологическо­го исследования — это то, на что направлен процесс познания».

Объект не создается в уме исследователя, а представляет собой то, что существует в реальности. Например, в социальной работе объектами исследования могут быть:

— социальный институт (например, семья);

— социальная система (например, социальная защита);

— социальный процесс (например, реабилитация);

— социальное явление (например, безработица);

— различные виды деятельности (например, профилактика);

— состояния, характеристики социальной группы или отдельного индивида (например, синдром эмоционального сгорания социального работника);

— зависимости и отношения (например, человек и государство на рынке социальных услуг).

Предмет исследования - это существенная для данного исследования сторона объекта. По мнению В. А. Ядова, «предмет - это наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению». Предмет определяется самим исследователем.

Объект может иметь несколько предметов исследования, так как в рамках одного объекта может возникнуть несколько проблем.

Выделение объекта и предмета исследования — очень важная процедура в ходе разработки программы, т. к. от них зависит выбор метода сбора и анализа данных.

Исследователь должен провести логический анализ основных понятий. Эта процедура позволяет разработать инструментарий для сбора информации и включает в себя интерпретацию и операционализацию.

Интерпретация понятий — это раскрытие содержания основных понятий через понятия меньшей общности. Все проблемные ситуации в исследовании имеют свой понятийный аппарат. При работе над исследованием часто встречаются специфические неоднозначно толкуемые слова и категории, поэтому возникает проблема их однозначного понимания. В данном случае исследователь использует общепринятые научные определения понятий, находящиеся в справочниках, словарях, энциклопедиях, учебниках или специальной литературе, либо выводит их с помощью логического размышления или опираясь на свой жизненный опыт.

Операционализация — это дальней­шее уточнение понятий и выделение показателей, с помощью которых можно охарактеризовать или измерить изучаемые понятия.

Измерение – это количественный способ изучения социальных явлений, процессов, отношений. Для измерения используют индикаторы – числовые выражения изучаемых явлений и процессов. Индикаторы позволяют правильно разработать инструментарий, то есть сформулировать вопросы и определить структуру ответов.

Индикаторы измерения, расположенные в определенной последовательности, образуют шкалу. В основном в исследованиях применяют три вида шкал: номинальную, ранговую и интервальную. Номинальная шкала представлена объективными индикаторами, такими как пол (мужской, женский); образование, профессия и т. п.

Ранговая шкала состоит из субъективных индикаторов, выражающих отношение человека к какому-либо явлению, событию (например, положительное отношение, отрицательное, безразличное).

Интервальная шкала используется для измерения тех признаков, которые можно выразить числом (например, возраст, стаж работы).

Шкала должна:

– измерять именно то свойство или качество, которое необходимо, то есть быть валидной;

– наиболее полно учитывать все возможные варианты ответа на вопрос;

– содержать оптимальное число позиций, то есть быть чувствительной.

Таким образом, логический анализ понятий, определение индикаторов и построение на их основе шкал позволяют точнее разработать инструментарий для проведения исследования.

Теоретико-методологический раздел программы завершается описанием гипотезы.

Гипотеза — это научно обоснованное предположение о структуре исследуемого объекта, о механизмах его функционирования и развития.

По содержанию предположений относительно изучаемого соци­ального объекта различают описательные, объяснительные и прогнозные гипотезы. Описательные гипотезы - это предположения о структурных и функ­циональных связях изучаемого объекта. Объяснительные гипотезы представляют собой предположения о причин­но-следственных связях в изучаемом объекте. Прогнозные — помогают раскрыть объективные тенденции в функционировании и развитии изучае­мых объектов.

По отношению к главным задачам исследованияги­потезы подразделяются на основные и неосновные. Основные гипотезы указывают на наличие наибо­лее существенных связей объектов, благодаря им ре­шаются основные проблемы исследования. Неосновные гипотезы — указывают на побочные, но также достаточно важные для решения основных проблем исследования связи объекта.

По степени разработанности и обоснованности гипотезы бывают первичные и вторичные. Первичные гипотезы — выдвигаются на начальных этапах исследования. Часто первичные гипотезы называют «рабочими», так как они являются как бы строительными лесами для выведения обоснованных гипотез. Вторичные гипотезы — выдвигаются взамен первичных гипотез, если те опро­вергаются эмпирическими данными.

Рассмотрим основные требования, предъявляемые к гипотезам:

— они должны быть доступны проверке в ходе проведения исследования;

— гипотезы должны отвечать целям исследования;

— гипотезы должны быть проверяемы;

— они должны быть простыми, четко, кратко и ясно сформулированными;

— они не должны противоречить известным уже фактам, а должны их объяснять.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: